Законодательство об оружии в России в XIX веке
К началу XIX века в Российской Империи появляется огромное количество законов. Возникла потребность в их систематизации, которую и стал проводить Михаил Михайлович Сперанский. Его деятельность отразилась и на законодательстве об оружии. Так 23 марта 1839 года был высочайше утвержден «Сельский полицейский устав для государственных крестьян», который запрещал постоянно носить при себе оружие (исключение делалось для ловли диких зверей и охоты), а также стрелять в селениях, в домах, во дворах, на улицах и площадях.
А в 1845 году издается «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», 9-й отдел 3-й главы которого был посвящен противозаконному производству и хранению пороха, оружия и нарушению других правил личной безопасности и осторожности, где определялись наказания за незаконное производство (от 3 до б месяцев в тюрьме за незначительное количество или 1 - 2 года в крепости), хранение (3 недели - 3 месяца или штраф до 100 руб.) запрещенного оружия и нарушение правил ношения (от 50 до 100 руб.), употребление оружия (от 20 до 100 руб. в городах, от 1 до 10 руб. в деревнях).
Таким образом, в «Уложении» были оговорены общие условия изготовления, хранения, ношения, пользования оружием и предложены наказания за их нарушение, которые в дальнейшем не претерпели каких-либо принципиальных изменений, обрастая лишь надстройкой, уточняющей понятия «запрещенное оружие» и «кому не дозволено».
Как и в прежние времена, в XIX веке для сохранения порядка продолжала существовать практика ограждения неугодных государству лиц или территорий от владения огнестрельным оружием. Например, 21 января 1835 года было высочайше утверждено положение Сибирского комитета «О запрещении ссыльно-каторжным иметь огнестрельное оружие», причем всякое. А в «Правилах для таможенного надзора по Кавказской линии», опубликованных 13 марта того же 1835 года, повелевалось запретить пропускать к горцам, помимо банковских ассигнаций, и «оружие всякого рода». В 1845 году Государь Император 5 июля соизволил высочайше повелеть для отвращения на будущее время беспорядков, близ границы происходивших, и охранения спокойствия, в подтверждение и дополнение существующих уже по сему предмету постановлений, сделать следующие распоряжения:
«1. По границе нашей с Пруссиею, на 50-верстном от нее пространстве, входящем в состав управления Виленского, Ковенского, Минского и Гродненского генерал-губернаторства, воспретить жителям всех сословий, за исключением лишь помещиков, иметь ружья, пистолеты и всякое холодное оружие, кроме охотничьих ружей для стреляния хищных зверей и птиц, полагая таковых... по одному на 10 крестьянских дворов.
2. Помещикам, в помянутой пограничной полосе живущим, дозволить иметь оружие для собственного лишь употребления, кроме солдатского, для войск предназначенного».
В первой половине XIX века такие указы - частое явление, связанное с внутренней и внешней политикой Николая I, направленной на борьбу с революционной опасностью в Европе.
После событий в Польше в начале 30-х годов в докладе министра финансов было сделано распоряжение по таможенному ведомству «о непропуске впредь до времени из Царства Польского в Империю огнестрельного и белого оружия с той целью, дабы жители возвращенных от Польши губерний, коим запрещено иметь оружие, не могли приобретать оного». В 1834 году после записки министра финансов «О дозволении военным офицерам привозить из Царства Польского и обратно огнестрельное оружие для собственного употребления», которая была высочайше утверждена, офицеры могли свободно с собой привозить по одному ружью и два пистолета. С 1861 года в губерниях Варшавского генерал-губернаторства действовали особые правила в отношении пропуска частных лиц с огнестрельным оружием. Следует отметить, что в XIX веке в связи с событиями сначала в Европе, а затем и в Азии стало заметно активнее таможенное законодательство. Именно на таможенное законодательство, как никакое другое, оказывала влияние внешняя политика, что ужесточало правила ввоза и вывоза огнестрельного оружия, увеличивало количество запретов и ограничений.
Так, в начале 60-х годов «лицам, возвращающимся из-за границы и имеющим при себе охотничье ружье или револьвер, за исключением жителей и уроженцев западных губерний, дозволено провозить таковые без испрашения на то каждый раз разрешения, обязывая только этих лиц в таможне подписками, что привозимое оружие они не будут продавать или переуступать в западном крае». А с 1868 года провозимое по европейской границе оружие пропускалось только с разрешения главного местного начальства. Особые таможенные правила по ввозу и вывозу оружия устанавливались для Финляндии. В Закавказье «к ввозу как по сухопутной границе с Персией и Турцией, так и из портов каспийских, запрещается воинское оружие».
Начало XX века в России - время бурных событий. Нарастание недовольства народных масс правительством, вылившееся в три революции, неудачная внешняя политика, попытка решить внутренние проблемы в государстве «легкой» войной с Японией, начало в 1914 году Первой мировой войны - все это будоражило общественность и заставляло правительство принимать меры для обеспечения спокойствия в государстве. Что касается огнестрельного оружия, то, естественно, этими мерами были запрещение и ужесточение правил приобретения, хранения и ввоза-вывоза оружия. Как в XIX, так и в начале XX века, шел процесс ужесточения таможенных ограничений на ввоз частными лицами огнестрельного оружия.
10 июня 1900 года Николаем II было высочайше утверждено мнение Государственного Совета «О запрещении изготовления и привоза из-за границы огнестрельного оружия образцов, употребляемых в войсках», по которому частным лицам запрещалось изготовление или привоз из-за границы в пределы Империи без особого разрешения огнестрельного оружия каких бы то ни было образцов калибра, одинакового с казенным, употребляемым для вооружения войск, в целом виде или в частях, а также патронов к такому оружию. Оружие и патроны в случае их привоза из-за границы в пределы Империи задерживались таможенными учреждениями и сдавались в ближайшие артиллерийские склады, непосредственно или через пограничную стражу. 12 февраля 1901 года Государственный Совет, рассмотрев предложение министра финансов о запрещении вывоза огнестрельного оружия и припасов к нему из портов Черного и Азовского морей, постановляет запретить его вывоз в целом виде и по частям. В том же 1901 году, 1 августа, признав необходимым, ввиду происходящих на Дальнем Востоке событий, воспрепятствовать вывозу из России в Китай оружия. Государь Император запрещает вывоз всякого оружия по Азиатской границе. А в 1906 году Государь по представлению Императорского Финляндского Сената в присутствии своем в Петергофе 24 августа (6 сентября) 1906 года в дополнение определения таможенного тарифа от 22 декабря 1886 г. ограничивает сроком на один год право ввоза в край оружия, причем привоз нарезных ружей, револьверов и пистолетов воспрещен. В 1909 году срок действия этого постановления был продлен на один год, а в 1910 году было высочайше утверждено положение Совета Министров «О принятии временных мер по ограничению ввоза в Финляндию оружия и боевых припасов», по которому в очередной раз воспрещался привоз в край ружей, кроме гладкоствольных, всякого рода револьверов, пистолетов и боеприпасов к ним. Более того, финляндскому генерал-губернатору предоставлялось право определять порядок хранения арестованных оружия и боеприпасов, постановлять об уничтожении конфискованных предметов.
29 мая 1903 года выходит постановление Николая II «О продаже и хранении огнестрельного оружия, а также взрывчатых веществ и об устройстве стрельбищ». В нем говорилось:
«1. Воспрещается хранение нарезных скорострельных (магазинных и т.п.) ружей, а также патронов к ним без особого на то свидетельства губернатора.
2. Лица, торгующие оружием и припасами..., обязаны вести особые книги, в которые вносится все имеющиеся у них на складе или в магазине оружие..., отмечать, какие товары, когда и кому проданы; книги эти выдаются бесплатно губернским правлением с надлежащими прошнуровкою, скрепою и печатями.
3. Из числа огнестрельного оружия и припасов нарезные скорострельные (магазинные) ружья и патроны к ним... могут быть продаваемы только лицам, предоставившим именное свидетельство от губернатора на покупку сих товаров.
4. Указанные книги и свидетельства хранятся в складе и в магазине и предъявляются чинам полиции или другим командированным губернатором должностным лицам по их требованию для просмотра и сверки наличного оружия и припасов.
5. Изложенные правила не распространяются на военных и должностных лиц, кои на основании особых узаконений обязаны иметь таковое оружие и патроны.
6.Стрельбища могут быть устраиваемы лишь с разрешения губернатора».
Подобные полномочия были даны местным органам еще в 1898 году 6 февраля, когда по положению комитета министров войсковому наказному атаману Войска Донского было дано право издать обязательное сроком на 5 лет постановление о запрещении иметь огнестрельное оружие «без разрешения полиции, кроме тех лиц, коим это дозволено или предписано законом, как казакам, так и иногородним..., а также о воспрещении вообще всем заниматься рыболовством в гирлах реки Дона, иметь огнестрельное оружие во время производства рыбной ловли». Чуть позже, в 1901 году, подобные полномочия были предоставлены Приамурскому генерал-губернатору, который имел право в течение 5 лет:
«1. Издавать проектируемое обязательное постановление о торговле огнестрельным оружием припасами;
2. разрешать в административном порядке дела о нарушениях помянутого постановления;
3. налагать на торговцев огнестрельным оружием и припасами за нарушение того же обязательного постановления взыскание, не превышающее трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей». Уже и следующем 1902 году такие же полномочия были предоставлены губернатору Приморского края.
Затем в 1905 году в связи со сложной обстановкой в стране Совет Министров счел необходимым:
«1. Предоставить Генерал-Губернаторам, и губернаторам, и градоначальникам в местностях, не объявленных в исключительном сложении, при наличности чрезвычайных обстоятельств, угрожающих общественному порядку и спокойствию, издавать на срок не более 3 месяцев обязательные постановления относительно порядка хранения и продажи огнестрельного оружия, кроме охотничьих образцов, а также припасов нему и взрывчатых веществ;
2. налагать собственною властью за нарушение означенных постановлений в административном порядке взыскания, не превышающие 3-месячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей».;
Власть на местах немедленно воспользовалась предоставленными полномочиями. Так, буквально через несколько месяцев, 7 декабря 1905 года, новгородский губернатор издает такое обязательное постановление, а с 12 сентября 1909 года высочайше утверждаются «Правила о порядке приобретения ручного огнестрельного оружия и патронов казачьим населением Сибирского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск».
Следует помнить, что помимо официальных законов, опубликованных в «Полном собрании законов», «Своде законов» и т.п., существовали секретные циркуляры, предназначенные генерал-губернаторам и губернаторам. Перед Первой мировой войной новгородским губернатором было получено два таких циркуляра, по которым оружие было запрещено продавать немцам и евреям; определенные исключения делались для жителей некоторых областей (например, Тихвинской), занимающихся охотничьим промыслом. Вполне понятно, что такие циркуляры были направлены против возможных шпионов.
Подобная законотворческая практика не была правилом, хотя в России XIX - XX вв. секретные циркуляры не были экстраординарным событием: именно такие документы раскрывали понятия «запрещенное оружие» и «кому дозволено». Всегда следует учитывать возможность того, что официально законом определено одно, а циркулярами - другое.
Вот что писал о праве рядовых граждан на приобретение, хранение и использование гражданских видов оружия в «Очерке науки полицейского права» профессор Императорского Московского университета И.Т. Тарасов: «Невзирая на несомненную опасность от неосторожного, неумелого и злоумышленного пользования оружием, запрещение иметь оружие никоим образом не может быть общим правилом, а лишь исключением, имеющим место тогда, когда:
1. волнения, возмущения или восстания дают основательный повод опасаться, что оружием воспользуются для опасных преступных целей;
2. особые положение или состояние тех лиц, например, малолетних и несовершеннолетних, сумасшедших, враждебных или враждующих племен и т.п., которые дают повод к такому опасению;
3. прошлые факты неосторожного или злонамеренного пользования оружием, констатированные судом или иным способом, указали на целесообразность отобрания оружия у данных лиц».
Можно с уверенностью говорить, что в государстве Русском, затем Российском, право на оружие являлось неотъемлемым правом каждого законопослушного и психически здорового гражданина; оно, естественно, подвергалось некоторым временным и местным ограничениям. С течением времени это право претерпевало изменения, отвечая потребностям эпохи.
В XIX - начале XX вв. предоставление гражданам права на оружие, его приобретение, хранение и использование можно рассматривать как прогрессивное явление, поскольку в то время такое право существовало далеко не во всех странах. Законодательством в процессе эволюции выработался довольно жесткий порядок хранения, ношения и приобретения гражданами огнестрельного оружия. С XVII века право на ношение оружия предоставлялось только определенным категориям лиц. В начале XX века ими были лица, у которых оружие являлось частью обмундирования (например, полицейские или жандармские чины), которым оно было необходимо в целях самообороны; некоторым ношение оружия было обязательно в силу обычая, законом не запрещенного; в целях охоты или занятий спортом. С развитием огнестрельного оружия законодательство стало разделять его на виды: военного - невоенного образцов; нарезное - гладкоствольное; ружья - револьверы и т.п.
Таким образом, с 1649 по 1914 год в Российском государстве сформировалась стройная законодательная система, избежавшая крайностей вседозволенности, с одной стороны, и поголовного запрета, с другой.
|