Новости
07.04.2022

Весенняя охота пройдет в три этапа. С 9 по 18 апреля охотиться можно на территориях Абзелиловского, Альшеевского, Аургазинского, Баймакского, Бакалинского, Белебеевского, Бижбулякского, Благоварского, Буздякского, Давлекановского, Ермекеевского, Зианчуринского, Кугарчинского, Кушнаренковского, Куюргазинского, Мелеузовского, Миякинского, Стерлибашевского, Стерлитамакского, Туймазинского, Федоровского, Хайбуллинского, Чишминского, Шаранского районов.

17.09.2021
Протокол № 2 заседания комиссии по организации и проведению жеребьевки на право получения разрешения на добычу лося  в общедоступных охотничьих угодьях Республики Башкортостан от 16.09.2021
Главная \ Статьи \ Охота пуще неволи или?..

Статьи

Охота пуще неволи или?..  04.10.2011 18:21

Охота пуще неволи или?..
Менялись климат и ландшафты, общественный строй и производительные силы, но люди, потакая своим страстям, продолжают отщипывать от природных щедрот некоторую толику добычи.

Абстрагируясь от традиций давно освоенного и в известной мере опустошенного человечеством Средиземноморья, знойных пространств Африки и изобильных тропических джунглей, обратим наш взгляд на родную землю и попытаемся понять, что влечет людей на охоту в Отечестве нашем.

«Ох, сыночки, и за что же Боженька вас так наказал?!» - всплеснула руками сердобольная старушка, встретив у деревенского колодца нашу охотничью ватагу. Согласимся, что вид охотничков, на своей шкуре испытавших всю прелесть бытия во время охоты в заснеженном лесу, заставил бы рыдать камни. Но не рассмотрела бабушка, прищурившись по-старушечьи, что-то очень важное.

Обладая от природы умишком скудным, но пытливым и жадным к познанию, стремлюсь я понять, повторяя в чем-то классика: «Зачем идете в горы вы?» Не полагаясь на собственный поверхностный взгляд на природу вещей, пристаю к товарищам по охоте, случайным попутчикам, егерям, сотрапезникам за охотничьим столом, начальникам и работягам - людям очень разным, но в чем-то неуловимо похожим, с вопросом: «Что для тебя охота?»

«Человек живет хлебом, а не промыслом», - говорила моя бабушка. Попытка снискать средства к существованию охотой в наших европейских реалиях - это очевидная утопия. Охота - занятие затратное. Возможные приобретения, как правило, меркнут перед совокупностью расходов. Таким образом, меркантильные мотивы исключаются.

Теперь о плохой наследственности. По моей приблизительной оценке, более чем у половины опрошенных коллег предки были вполне здравомыслящие люди, далекие от охоты. Родителей, как известно, не выбирают. Родню тоже. Но и для тех, кому «повезло» больше, приобщение к охоте было скорее наградой, чем неприятной обязанностью. А в ряде случаев это был запретный плод, стремление вкусить который стимулировало развитие изобретательности и лукавства, совсем не лишних качеств в нашей жизни.

Дедушка мой, Семен Савельевич, охотник страстный и удачливый, имел троих сыновей и внуков. Счастливый жребий охотничьих пристрастий выпал мне одному, но по тогдашнему моему малолетству на охоте вместе мы не были ни разу, а из дедовских охотничьих впечатлений и опыта помню только сентенцию о катастрофическом оскудении угодий в мое уже время и его сожаления по этому поводу.

Папа мой охотником не был, попадал на охоту несколько раз, и то случайно. Но будучи прирожденным рассказчиком, так сумел передать увиденное и свои ощущения, что если и не заронил во мне эту искру, то не дал ей угаснуть - это точно. Земной им за это поклон и светлая память.

Для кого-то выезды на охоту являются возможностью вырваться из нашего привычного урбанизированного пространства, побыть какое-то время близко к природе, применить, отточить или наработать навыки походного существования и выживания в сложных условиях, почувствовать и попытаться реализовать свое подсознательное единение, используя терминологию Л.Н. Гумилева, с «вмещающим ландшафтом».

Влечение это гораздо глубже, ярче и сильнее, чем просто великовозрастные скаутские забавы. На охоте мы настолько близко, насколько это возможно, погружаемся в условия жизни и деятельности, в которых находились десятки, или сотни поколений наших предков. Кто-то, возможно, сочтет это проявлением дикости и атавизма, но я так не думаю.

Теперь немного об эмоциональной составляющей охоты. Где еще, как не на охоте, современному человеку без различия чинов и званий, пола и возраста предоставляется возможность явить удаль молодецкую, ловкость озорную и смекалку практическую и действовать при этом в рамках закона, отчасти наплевав на условности и оставаясь в ладу с собственной совестью?

Один наш товарищ, в свои пятьдесят озорной пройдоха и баламут, при этом непревзойденный загонщик и знаток леса, на насмешливый вопрос дочери, для чего он каждые выходные ходит на охоту, если добычу дома видят крайне редко, ответил: «За адреналином, милая!» - " Ну и принес бы показать когда-нибудь, что это такое«. Тогда нести надо и ликование души и замирание сердца, пьянящий восторг и щемящую грусть.

Предводитель нашего маленького охотничьего сообщества любит рассказывать, как он, делая предложение своей будущей жене, без обиняков заявил, что готов ради нее отказаться от всех пагубных пристрастий и вредных привычек, только не от охоты. Понимание было достигнуто, и согласие получено.

Охотничьи угодья и их обитатели - это сложные многоуровневые системы. Огромное количество факторов влияет на поведение охотничьих животных и птиц. Можно, конечно, охотиться «наобум лазаря» - авось повезет. Но человек потому и стал вершиной биоценоза, что действовал осмысленно. Мы наблюдаем и запоминаем, систематизируем и анализируем, экспериментируем, обсуждаем и спорим до хрипоты. Факты исследуются в динамике, с учетом социальных, метеорологических и прочих факторов и экстраполируются на конкретные условия, в которых мы охотимся. В результате лично я прихожу к одному и тому же выводу, подсмотренному у великих: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Человек со стороны может предположить, что охота - это вид отдыха. О физических нагрузках на охоте деликатно промолчим: возможно, охота - это активный вид отдыха. Спартанские условия существования, сон урывками, перекусы на ходу, жара, холод, грязь, комары, змеи, мошкара и прочие радости жизни. Кто на охоте этого не испробовал, пусть первый бросит в меня камень. Конечно, все вышеперечисленное не мешает эстетическому восприятию красот природы. Примем это с оговоркой, что охотники, скорее, люди действия, а не созерцатели или праздные наблюдатели. Художники в нас только дремлют.

Конечно, в лишениях и трудностях, переносимых на охоте, есть свои приятные моменты. Современные люди «испорчены» цивилизацией и сопутствующим ей уровнем комфорта. Охота вносит в нашу жизнь некоторую остроту ощущений. Сон становится сладким, еда аппетитной, смех веселым и заразительным, перенесенная усталость бодрит и закаляет, а действительность выглядит лучше и привлекательнее. Даже живительная влага в стаканах искрится в отблесках охотничьего костра совсем по-особенному.

Возможно, я сильно упрощаю, но на охоте человек предстает таким, каков он есть. Подлинным, естественным, непринужденным. Без прикрас, игры и лицемерия. Ненастоящие распознаются быстро. Дураков, позеров и пустышек стараемся долго близко не держать.

Власть наша крайне недальновидно городит препоны любителям охоты. Охотники рекрутируются из разных социальных групп и слоев общества. Пассионарность, некая повышенная энергетика отличают охотников от остальных. Как правило, это люди деятельные, мыслящие, инициативные, наблюдательные, с высокой скоростью принятия решений, со стремительной и точной оценкой обстановки. Граждане и патриоты. Сужение возможностей для одних и создание неоправданных предпочтений для других чревато усилением в обществе радикальных устремлений и потребности перемен.

В каждом человеке, а в мужчинах особенно, на мой взгляд, заложена глубокая приязнь к оружию. Обладание им отличает свободного человека от раба. В повседневной жизни волею «власти предержащих» мы лишены этого права. На охоте мы легально держим оружие в руках и можем использовать его по назначению. Себе во благо, другим не во вред. Кровавых маньяков из числа охотников на наших просторах не наблюдалось.

Современные охотники в массе своей люди ответственные, добрые и позитивно настроенные. Более того, при всех наших недостатках,мы не дикари. История культуры наложила на нас свой отпечаток, и этика для нормального охотника не пустой звук.

И последнее: о преемственности поколений. Сужу об этом с позиции счастливого отца троих сыновей. Приобщение детей к охоте - отличная возможность без менторского тона и нравоучений, действуя больше примером, незаметно и ненавязчиво научить их ценить, любить и понимать природу. Показать, как свободно, счастливо и с достоинством можно жить среди людей, на своей земле, в своей стране. И уверенно надеяться, что дети передадут это состояние дальше.

После всех этих пространных рассуждений прихожу я к пониманию того, что охота - это волшебное таинство, некая сакральность с глубинным смыслом. К этому нужно только прикоснуться и приобщиться, и каждый найдет в этом что-то свое - особое и неповторимое.

Олег Радьков 



 

листовка на сайт 250+280

Объявления о продаже б/у гражданского оружия

logoVk1