Новости
25.08.2017
Сорок один охотник выиграл право на получение разрешения на добычу медведя бурого. Сегодня, 22 августа, в Минэкологии РБ состоялась жеребьевка.
16.08.2017

Открытие осенней охоты каждый охотник ожидает с нетерпением и предвкушением очередной встречи с друзьями на охоте после долгого перерыва. Чтобы вновь испытать волнующие минуты ожидания утки на тяге или брожения по лугам и лесам с любимой собакой.

Главная \ Статьи \ Придет ли время перемен? Часть 1.

Статьи

Придет ли время перемен? Часть 1.  31.08.2011 20:16

Придет ли время перемен? Часть 1.
Браконьерство - это истребление диких животных с нарушением правил охоты и других требований законодательства об охране природы

Об экономическом ущербе браконьерства сказать пока крайне сложно, так как раскрытие дел, оценка ущерба и наказание виновных происходят редко. Тем не менее незначительный размер изъятия, например по косуле (табл.), и сомнительный рост поголовья копытных в последнее время - яркое свидетельство массового браконьерства.

 

Браконьерство в конце 20-го - начале 21-го века в Беларуси приобрело иные, чем в советские времена, формы. По аналогии с Российской Федерацией сегодня в Республике Беларусь можно выделить три основных типа браконьеров:

1. «Нувориши» - обеспеченные и вооруженные по последнему слову техники охотники, для которых охота является отдыхом и развлечением. 2. «Хапуги» - те, кто по имеющемуся у них разрешению добывает двух и более зверей. 3. «Местные» - это, как правило, сельские жители, для которых охота временно или периодически является источником существования.

Первая группа браконьеров представлена чиновниками, крупными бизнесменами, руководителями предприятий и учреждений и другими представителями «белорусской элиты». Охота для них является активным отдыхом и удовольствием. При таких охотах используются самые современные модели авто- и мототехники, мощное нарезное оружие с оптическими прицелами, совершенные приборы ночного видения и т. д. Объекты охоты - чаще всего копытные: лоси, олени, косули, кабаны). После сафари в угодьях находят остатки от разделки туш, а иногда и сами туши животных. Для таких охот выбираются наиболее богатые дичью места, зачастую зоны покоя, заказники и даже заповедники. Иногда охоты в этих местах организуют и проводят сами директора хозяйств и других структурных подразделений в течение всего года.

Предприимчивые люди быстро сообразили, что на организации охоты для обеспеченных граждан можно хорошо заработать, в том числе и на добыче «краснокнижников». В первую очередь это касается бурого медведя. Браконьерство - основной и единственный фактор, препятствующий росту численности и расширению территории обитания этого вида в Республике Беларусь. В связи с этим следует ждать дальнейшего сокращения численности этого редкого хищника.

Следующий вид массового браконьерства обусловлен нечестностью самих охотников, когда по разовому разрешению добывается несколько зверей или по лицензии на добычу сеголетка добываются взрослые животные.

Нельзя обойти вниманием и так называемое местное браконьерство, которое часто пересекается со вторым видом. Корни его социальные. Отсутствие подходящей работы и безденежье часто заставляют сельских жителей идти в лес и заниматься охотой. Вырученные от продажи охотничьей продукции средства зачастую являются значительным подспорьем в семейном бюджете. Такой охотник не оформляет дорогостоящие разрешения и путевки на добычу диких животных, а значит, автоматически становится браконьером.

Наличие браконьерства (в большинстве случаев) - следствие многочисленных проблем, имеющихся в нашем охотничьем хозяйстве. И зачастую первопричина большого количества браконьеров не в недостаточном контроле, как это принято считать, а в несовершенстве законодательства и отсутствии должных условий для охоты добросовестных граждан. Эту проблему разберем поподробнее.

К местным (сельским) охотникам нужно относиться очень бережно. Вот что пишет по этому поводу на примере США известный российский журналист Василий Песков в замечательной книге «Аляска больше, чем вы думаете» (Москва, 1994):

«Аляска жителям штата в охоте дает привилегии. Аборигены - индейцы и эскимосы - охотятся почти без ограничений, им разрешено бить даже линных гусей и белых медведей. Человек, проживший тут более года, считается аляскинцем. Купив лицензию (23 доллара за охоту, трапперство и рыбалку в течение года), местный житель может убить лося, четырех оленей, снежного барана, в четыре года один раз бурого и сколько угодно черных медведей. Он может добыть любое количество пушнины».







Весь цивилизованный мир, например США, Германия, зарабатывают на приезжих туристах, а продукцию охоты выкупает государство по приемлемым для развития охотничьего хозяйства ценам. Например, ниже приводится мнение по экономическим реформам в охотничьем хозяйстве одного из основоположников охотоведения В. В. Дежкина: «Довольно ломать головы над тем, как выдавить лишнюю копейку у загнанного в угол охотника, у стреноженного налогами охотпользователя, и этими поборами обеспечить относительное финансовое благополучие ведомств».

Кто в настоящий момент занимается охраной охотничьих угодий от браконьеров? Охотоведы, егеря, лесники? Нет. Например, чем заняты рядовые работники охотничьего хозяйства (охотоведы, егеря) Беларуси? Львиную долю рабочего времени они тратят на организацию охоты на копытных, чтобы заработать средства к существованию, а по этой причине работу по охране угодий от браконьеров и хищников свели почти к нулю. В результате этого они подбирают крохи, которые остаются от браконьеров и хищников. В отдельных охотничьих хозяйствах хищники успешно конкурируют с законопослушными охотниками, уничтожая весь хозяйственный прирост. В природе все взаимосвязано. Нельзя объять необъятное. Нужно либо осуществлять охрану угодий, либо добывать средства к существованию. Эффективно заниматься одновременно и тем и другим не получится. Основная вина лежит на административном аппарате, который за свои упущения и промахи пытается отыграться на рядовых членах охотничьих хозяйств и законопослушных охотниках.

Функции по пресечению браконьерства взяла на себя Государственная инспекция по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, так как бороться с браконьерством стало некому. Но это совсем не ее функция, поскольку она должна осуществлять контроль за охотпользователем при ведении охотничьего хозяйства, а не ловить браконьеров. При этом руководители структуры начали оценивать работу каждого подразделения по количеству составленных протоколов, введя бальную оценку за каждый составленный протокол о нарушении природоохранного законодательства. Это в корне неверно, так как борьба с браконьерством - это не только поимка конкретного нарушителя (одними репрессивными мерами здесь не обойтись!), а комплекс мероприятий, которые условно можно разделить на четыре группы.

1. Грамотное законодательство по охоте (в первую очередь это относится к срокам охоты на пушные виды).

2. Приемлемые цены на разовые разрешения и путевки.

3. Профессиональная подготовка кадров для охотничьего хозяйства страны.

4. Повышение культуры и этики охоты.

«Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты» (далее - Правила), принятые в 2010 году, предусматривают ничем не обоснованные сроки окончания охоты на пушные виды - последнее воскресенье января. Ведь весенняя линька у пушных видов (куницы лесной, куницы каменной, лисицы, волка, хоря лесного) в нашей стране начинается лишь в конце марта, когда пушнина еще первого сорта. К тому же все эти виды - хищники, а поэтому требуют сокращения численности. Нужно увеличить официальные сроки охоты на нежелательные виды и расширить их список, как это сделали, например, в соседней Польше. Там охота на куницу лесную, куницу каменную, лисицу и енотовидную собаку разрешается с сентября по март, а в угодьях хозяйств, где обитают глухарь и тетерев, круглогодично можно охотиться на барсука, хоря, куницу, лисицу, енотовидную собаку, норку американскую. В Польше хищники стоят вне закона, а у нас даже нет оптимальных сроков их добычи. Как можно вести охотничье хозяйство в таких условиях, а тем более ставить вопрос о полной окупаемости охотничьего хозяйства? Вот хороший пример отношения государства к использованию охотничьих ресурсов.

У околоводных животных (бобра, выдры, норки американской, ондатры) сроки начала весенней линьки начинаются еще позже. В этой связи следует увеличить сроки добычи бобра - например, с сентября по май, так как продление сроков охоты на данный вид до 1 марта проблему не решило. Диктуется это тем, что профессиональных боброловов, способных поймать в сезон 50-100 зверьков, не так много. По этой причине им нужно создать благоприятные условия, чтобы сократить поголовье бобра в угодьях Республики Беларусь. В первую очередь это касается объектов мелиорации и Государственного лесного фонда, где, по нашему мнению, бобры нежелательны.

К этому следует добавить, что сокращение сроков охоты на пушных зверей нарушает сам принцип нормирования добычи, который для многих видов (норка, куница, лисица, енотовидная собака и др.) определяется лишь сроками их добычи.

Продление сроков охоты на пушные виды будет способствовать тому, что в угодьях появится больше законопослушных охотников и станет меньше лазеек для браконьеров. Это, несомненно, сократит браконьерство, особенно среди сельских охотников, численность которых в последние годы катастрофически сокращается. Значит, повысится продуктивность угодий и благополучие части населения страны.

Гл. 2, п.4. Правил гласит, что фонд охотничьих угодий и его охрана предусматривают выделение запретных для охоты зон. Это значит, что угодья отданы на откуп браконьерам и хищникам. В таком случае у землепользователя не имеется достаточного стимула охранять эти участки охотничьих угодий. Примером может служить Налибокский ландшафтный заказник (площадь ГЛФ - 77,5 тыс. га), где официальная охота запрещена. Там, по выражению А. В. Пискунова, волки чувствуют себя, как «на курорте». Это шаг назад в вопросе ведения охотничьего хозяйства: запретные для охоты зоны не нужны охотничьему хозяйству. Это сокращает площадь охотничьих угодий, уменьшает их продуктивность. Кроме того, запрет охоты на данных территориях способствует распространению опасных заболеваний, например бешенства.

Все понимают неизбежность организационных перемен в охотничьем хозяйстве в связи с новыми социально-экономическими условиями, но, на наш взгляд, неверно их решают. Деятельность чиновников большей частью направлена не на исправление положения в отрасли, а на введение дополнительных платежей за реализацию права на пользование объектами животного мира, т. е. на удорожание охоты. Так, цена за добытого глухаря в 2006 году для иностранца в Беларуси составляла 910 тыс. руб. (по текущему курсу - 5205 российских рублей. - Прим. Ред.). В России его продавали почти в два раза дешевле, чем у нас. Куда поедет охотник? Естественно, где дешевле, комфортнее и успешнее охота.

По нашему глубокому убеждению, совершенствование законодательства Республики Беларусь должно вестись по двум основным направлениям: доработка Правил и правильная ценовая политика в оценке стоимости права на добычу охотничьих животных.

Сергей Кононов, биолог-охотовед, г. Минск, Республика Беларусь




листовка на сайт 250+280