Новости
07.04.2022

Весенняя охота пройдет в три этапа. С 9 по 18 апреля охотиться можно на территориях Абзелиловского, Альшеевского, Аургазинского, Баймакского, Бакалинского, Белебеевского, Бижбулякского, Благоварского, Буздякского, Давлекановского, Ермекеевского, Зианчуринского, Кугарчинского, Кушнаренковского, Куюргазинского, Мелеузовского, Миякинского, Стерлибашевского, Стерлитамакского, Туймазинского, Федоровского, Хайбуллинского, Чишминского, Шаранского районов.

17.09.2021
Протокол № 2 заседания комиссии по организации и проведению жеребьевки на право получения разрешения на добычу лося  в общедоступных охотничьих угодьях Республики Башкортостан от 16.09.2021
Главная \ Статьи \ За новую Главохоту

Статьи

За новую Главохоту  23.08.2011 02:39

За новую Главохоту
Статья вторая.

Почему в данной статье я уделил столько внимания историческому аспекту судьбы охотничьего хозяйства России? Потому что тот, кто не знает истории, не может сделать правильных выводов и принять верное для страны, а в данном случае для отрасли решение. Опыт истории позволяет заглянуть в будущее. (Окончание. Начало см. "РОГ №34 от 17.08.11")

Я не собираюсь в газетной статье перечислять все положительные и отрицательные реформы в охотничьем хозяйстве прежних руководителей страны. Отмечу лишь, что благосостояние любой отрасли народного хозяйства в первую очередь зависит от внимания и заинтересованности верховных властей, а в России - первых лиц государства. Попытка сделать охотничье хозяйство России на западный манер, безусловно, потерпит неудачу. Разве непонятно, что Россия - другая страна, которая по величине больше десяти Европ? За столетия у русского народа сформировался свой особый менталитет по отношению к охотничьим зверям и птицам. В нашей стране охотничьи сторожа никогда не убивали людей за пойманного незаконно зверюшку и не рубили за это рук, как некогда в достопочтенной Англии. До сих пор помню один советский суд, где мне пришлось вместе с юристом Главохоты РСФСР представлять сторону истца. Судили браконьера, который летом застрелил зайца и был пойман на месте охотоведом, который перед этим извел массу времени и усилий, чтобы выловить этого заячьего рецидивиста. Решение судьи (женщины) было простым. Зайчика ответчик убил. Зайчика жалко. Но у ответчика есть детки. Он больше не будет незаконно зайчиков стрелять. Судья выносит ему предупреждение. Вот и весь сказ. Считаю, что она приняла по-своему мудрое решение. В иске Главохоте было отказано. Вот так судили в России браконьеров. Добавим от себя: судили по внутреннему убеждению (так в законе написано). В США или Европе за такое нарушение браконьера упрячут в тюрьму и «наградят» огромным штрафом и на деток не посмотрят. Вы думаете, в России что-нибудь изменилось в этом отношении за последние сорок лет? Ничего подобного! Суды сплошь и рядом встают на защиту браконьеров, тем более если это начальники. И наши два руководящих страной юриста не могут - а скорее не хотят - что-либо изменить в этом отношении. Смотрите примеры выше.

Нынешние власти перевели охоту в России на товарно-денежные отношения: товар - деньги - товар. И охоту превратили не в охоту с ее многогранностью, а в охотничьи ресурсы, как полезные ископаемые: черпай, бери, продавай. Это происходит потому, что в ее руководстве стоят некомпетентные люди, а верховные наши руководители не охотники. Природа не наградила их замечательным даром быть охотником, и на охотничье хозяйство страны они взирают с полным равнодушием, подписывая любые безграмотные документы. Они не хотят понять, что охота - это особенная отрасль, требующая особого подхода и отношения. При советской власти пытались сделать охоту рентабельной хотя бы в государственных лесоохотничьих хозяйствах. Но при всех усилиях охотоведов и администрации рентабельность самых лучших в этом отношении хозяйств не превышала 65 %, и государству приходилось дотировать их. Это происходило по разным причинам, но в первую очередь из-за низкого жизненного уровня основной массы населения. Из всего этого вывод простой: любые законы должны соответствовать уровню жизни населения и его менталитету. В противном случае они не будут исполняться.

Так что же делать, господа охотники, с охотой и охотничьим хозяйством России? Надо сказать, что российские рыболовы-любители утерли нос своим собратьям-охотникам. Эти тихони так дружно собрались и выступили против дурного закона о любительском рыболовстве, что правительство дрогнуло. И, позволю себе скаламбурить, крайним оказался министр Крайний, которому пришлось объясняться с народом. Дело дошло до президента, и в конце концов было обещано изменить закон. Охотники же оказалась против рыбаков болтунами, анархистами и самостийниками, несмотря на то что их не устраивает принятый закон, а правила охоты и структура охотничьего департамента не отвечает требованиям охоты и охотничьего хозяйства.

Почему департамент охоты, по сути, разорван на две части? Одна (охотничий надзор) осталась в МСХ, другая (все остальное) - в МПР. Оба министерства занимаются напрямую очень важными делами в стране: обеспечением населения продовольствием (МСХ) и изучением, разведкой и контролем эксплуатации природных ресурсов в России (МПР). Президент и премьер-министр в первую очередь спрашивают с этих министров не за охоту, а за хлеб, мясо, молоко, газ, нефть, металл и удобрения. Охота для министров как пятая нога собаке, даже если кто-то из них считает себя охотником. Вывод из всего сказанного напрашивается сам собой. Вывести охотничье хозяйство страны из подчинения этим двум министерствам и создать самостоятельное министерство или департамент охотничьего хозяйства и подчинить его непосредственно управлению делами Президента или Совету Министров РФ.

В статье 11 Федерального закона «О животном мире» от 22 марта 1995 г., определены государственные формы управления в сфере охраны, контроля и регулирования использования охотничьих животных. Государственное управление в данной области осуществляется Президентом РФ, государственными органами субъектов Российской Федерации, а также специальными уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования животного мира на территории России. Так вот специальным уполномоченным государственным органом по охране и регулированию и использованию охотничьих животных следует сделать департамент охотничьего хозяйства и заповедников Российской Федерации с непосредственным подчинением Управлению делами Президента РФ. Кстати, заповедники прекрасно вписывались в старую структуру Главохоты РСФСР. Если президенту это предложение не подойдет, он может передать полномочия в отношении департамента охоты Совету министров, но на правах самостоятельного департамента. Главным отделом в департаменте, безусловно, следует считать отдел охоты, в котором необходимо предусмотреть подотделы любительской и промысловой охоты, учета численности и мониторинга наиболее ценных видов охотничьих животных, биотехнии, включая расселение, акклиматизацию и разведение дичи, охотустройства, а также подотдел регулирования добычи ценных и вредных животных. Самостоятельной должна быть квалификационная комиссия по охотничьему собаководству, работающая совместно с представителями Росохотрыболовсоюза. В функции этой комиссии должны входить разработки стандартов и положений о выставках и полевых испытаниях охотничьих собак, присвоение и снятие судейских квалификаций, рассмотрение жалоб, имеющих отношение к охотничьим собакам. Самостоятельными должны быть отделы: научных исследований, охраны и охотничьего надзора. Причем последний по значимости должен быть примерно равным отделу охоты. Он должен осуществлять контроль над всеми общественными организациями и частными лицами, которые занимаются ведением охотничьего хозяйства в России, - собственниками и арендаторами. Под его контролем должна работать вся районная служба охотнадзора и общественная охотничья инспекция (я очень надеюсь на ее возрождение). Районным охотоведам нужно предоставить право (на основании актов проверок) ставить вопрос об изъятии охотничьих угодий у собственников и арендаторов в случае неудовлетворительного состояния численности охотничьих животных из-за плохой охраны, биотехнии и перепромысла.

Отдел маркетинга должен отвечать духу времени. Он должен разрабатывать положения о тендерах (конкурсах) охотничьих хозяйств и осуществлять контроль над их проведением в субъектах Федерации. Причем на тендер должны выставляться не сырье в виде куска территории, а охотустроенное охотничье хозяйство, промысловое или любительское, снабженное соответствующей утвержденной документацией (паспортом или проектом). Этот отдел также разрабатывает положение о торговле живыми охотничьими и другими дикими животными и контролирует его исполнение.

Отделы заповедников и заказников нужно оставить в прежнем состоянии. Сотрудники отдела охоты малых народов Севера должны знать их этнографию, образ жизни, учитывать значение в ней охоты и промысла, определять (примерно) добычу наиболее важных видов, а также устанавливать правила охоты для охотников, не относящихся к коренным малым народам Севера на национальных территориях.

Отдел кадров на первоначальном этапе должен являться важнейшим. Именно подбор кадров будет решать успех дальнейшей работы Главка (министерства). Специалисты и профессионалы должны заполнить кабинеты вновь формируемой организации. Только дипломированные охотоведы с практическим опытом работы не менее трех - пяти лет (а руководящее звено не менее пяти - десяти лет) могут сидеть на стульях новой Главохоты.

Особое внимание следует уделить подбору начальника (министра) такого специфического учреждения. При всех положительных деловых качествах он должен быть как минимум охотником-любителем. Это ему поможет легко найти общий язык, взаимопонимание со своим коллективом и специалистами. А это более чем половина успеха. Старый лозунг остается в силе: кадры решают все. К сожалению, приходится констатировать, что современные методы подбора кадров не отвечают высоким принципам выбора, более того - их извратили. Сплошь и рядом, начиная с правительства, людей подбирают не по деловым качествам, а по знакомству, блату, родственным и клановым интересам, за преданность, угодничество и взятки, или красивые ноги. Слаб человек, и это давно известно, поэтому подбор кадров следует узаконить и жестко контролировать, особенно в субъектах Федерации. Без колебаний и в обязательном порядке нужно увольнять из аппарата людей случайных, неспециалистов, а начальство за это наказывать вплоть до отстранения от должности.

Заканчивая свои гипотетические размышления, хочу добавить, что прекрасно понимаю: прежнюю Главохоту РСФСР полностью возродить невозможно, как нельзя дважды войти в текущие воды. И не только потому, что нет таких кадров, которые бы честно, с полной отдачей трудились за копейки. Времена другие! Но взять лучшее из структуры Главохоты - профессионализм, порядок, исполнительность - и возродить его в новом департаменте (министерстве) просто необходимо. Главное - не входить ни в одно отраслевое министерство, не подчиняться ему и быть самостоятельным в принятии своих решений.

Михаил Перовский, доктор биологических наук, профессор




 

листовка на сайт 250+280

Объявления о продаже б/у гражданского оружия

logoVk1