В середине 19 века во многих воинских частях существовали охотничьи клубы, кружки.
Не могу не откликнуться на публикации в «РОГ» статей Сергея Плаксы, Владимира Слободенюка «Идеология культурной охоты» (№ № 25, 26) и Владимира Деревянова «Кому мешают общественные организации» (№ 28) в защиту общественных организаций охотников и рыболовов. Оба материала, на мой взгляд, очень убедительны и, кстати, полностью созвучны моим убеждениям по данной проблеме. Особенно досадно, что «наезды» на общественные организации предпринимаются в канун 90-летия ВОО, которое будет отмечаться в октябре этого года. Вся его история - убедительное подтверждение созидательной миссии подобных объединений.
Представляется принципиально важной затронутая С. Плаксой и В. Слободенюком проблема воспитательной, сплачивающей роли общественных организаций, особенно их первичных коллективов. «Во все времена самым эффективным методом воспитательной работы было воздействие на граждан через первичные коллективы, - пишут авторы. - Этот метод остается действенным до сих пор и в охотничьих обществах».
Читая эти строки, я словно наяву видел картины жизни многих коллективов военных охотников (КВО). Вот одна из них. В КВО 678 (Московская область, Алабинский гарнизон) большой сбор. Все члены коллектива, а их около 170, собрались на стрелково-спортивном комплексе городского поселения Калининец. Здесь же их жены, дети - в общей сложности более 300 человек. Проводятся соревнования по стендовой и пулевой стрельбе. Примечательно, что среди призеров соревнований по стендовой стрельбе дважды фигурирует фамилия Сорокиных. Это не просто однофамильцы. Первое место занимает глава семьи прапорщик запаса Василий Николаевич, третье - его сын Илья.
Остальные члены семьи - Людмила Афанасьевна и Артем - тоже состоят в ВОО и неизменно участвуют в подобных мероприятиях. Л.А. Сорокина к тому же редактирует регулярно выпускаемую фотогазету «Объектив», освещающую жизнь коллектива. В торжественной обстановке победители соревнований по стендовой, пулевой стрельбе, а также соревнований среди женщин и подростков награждаются медалями и грамотами. В заключение обед с традиционной охотничьей шурпой, пение под баян, проведение конкурсов на охотничье-рыболовную тематику.
Нетрудно представить, какой нравственный заряд несут в себе подобные мероприятия, а также регулярно проводимые соревнования по рыбной ловле, ритуалы посвящения в охотники, чествования ветеранов и т.п.
Я бы мог назвать множество других КВО (а всего в ВОО их 2 750), живущих столь же интересной, насыщенной жизнью. Хотя объективности ради подчеркнем, что можно найти и немало негативных примеров. Но не ими определяется общий тонус деятельности Военно-охотничьего общества.
Не претендуя на полноту раскрытия темы о благотворном влиянии охотничьих коллективов на духовно-нравственное возмужание личности, все же хочу подчеркнуть: их роль в этом смысле невозможно переоценить. Не случайно, очевидно, недруги общественных организаций замалчивают эту проблему. Здесь им, как говорится, просто нечем крыть, нечего предложить в качестве альтернативы.
В России всегда были сильны общественные начала (крестьянская община). Кстати, уже в середине 19 века во многих воинских частях существовали охотничьи клубы, кружки, которые правомерно рассматривать как прообраз нынешних КВО.
А теперь обратимся к сфере материальной. Скажем о вкладе общественных объединений в сохранение природы, охотничьей фауны и, не удивляйтесь, в пополнение бюджета. В связи с этим достоин внимания опыт Уломского хозяйства (Вологодская область, Череповецкий район) - одного из 128, имеющихся в ВОО. Оно располагает благоустроенными гостиницами на 95 койко-мест, четырьмя автомобилями повышенной проходимости, двумя тракторами, двумя снегоходами, комплектом оборудования для вспашки и обработки полей, лодочным парком (23 единицы).
- Почему мы озабочены будущим общественных организаций? - размышляет Николай Георгиевич Ларин, начальник Уломского хозяйства ВОО. - Не исключено, что кто-то, пожелав получить единый билет на халяву, т.е. соблазнившись на бесплатный сыр, который, как известно, бывает только в мышеловке, покинет наши ряды. А это будет означать уменьшение сумм членских взносов, которые составляют значительную часть бюджета общественных организаций и их хозяйств и расходуются на воспроизводство и охрану охотничьей фауны, улучшение условий для посетителей. А в перспективе это может привести к удушению общественных организаций.
По мнению Николая Георгиевича, возникает откровенно парадоксальная ситуация. Общественные объединения, не получая ни копейки из госбюджета, вносят солидные суммы в него за счет отчисления налогов, а кому-то они мешают. Один из председателей окружных советов ВОО назвал мне конкретную сумму, которую он ежемесячно перечисляет в госбюджет - 450 тысяч рублей. И это только за счет налога с зарплаты.
И еще один социальный аспект деятельности общественных объединений. Непростительно забывать, что они обеспечивают работой тысячи местных жителей, и прежде всего в отдаленных районах, где человеку деваться некуда. Большинство из них - настоящие подвижники, патриоты родной земли. За мизерную зарплату они проделывают огромную, крайне важную работу. Трудно переоценить их вклад в защиту природы, сбережение фауны. Это в полной мере относится и к сотрудникам Уломского хозяйства, где растет количество промысловых животных и птиц, полностью выполняются выделяемые квоты. А сколько людей пользуется услугами хозяйств общественных организаций для реализации своей охотничье-рыболовной страсти и просто для отдыха!
- Кто может заменить их в этом благородном деле? - продолжает разговор Н.Г. Ларин. - Никто! Во всяком случае каких-либо конструктивных предложений на этот счет я не встречал. Одни разговоры, бездоказательные обвинения в наш адрес...
Охотничье-рыболовные пути-дороги занесли меня недавно в Весьегонск, центр самого северного района Тверской области. Встречался с председателем правления районного общества охотников Е.М. Демченко, председателем одной из первичных организаций А.В. Рудневым. Их позиция по затронутым выше вопросам полностью совпадает с точкой зрения Н.Г. Ларина. Альтернативы общественным организациям, их первичным структурам они не видят.
Что ждет нас в охотничьем движении в случае победы волюнтаризма, прожектерства над здравым смыслом? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я невольно вспоминал увиденное из окна машины по дороге из Москвы до угодий Уломского хозяйства. Шестьсот с лишним километров, восемь часов езды. И ни одного хлебного поля! Следуя впервые этим маршрутом четверть века назад, я видел здесь совсем иные картины: всюду колосящиеся нивы, тучные стада. Такие контрасты легко объяснимы. Ведь согласно официальной статистике, в России ныне не обрабатывается, зарастает бурьяном около трети культивируемой прежде пашни.
В начале так называемых реформ в сельском хозяйстве нам говорили: «Фермер нас накормит». Накормил! Да так, что до сих пор нам это отрыгается какой-то непонятной «иностранщиной» - может быть, мясом австралийского кенгуру или африканского буйвола. Не секрет, что более половины потребляемого в стране продовольствия - импорт. Сегодня, в период очередного реформирования охотничьего хозяйства страны, мы слышим: «Частник нас спасет». Нельзя не согласиться с теми авторами «РОГ», которые не раз подчеркивали, что Закон «Об охоте...» сориентирован на всемерную поддержку частных охотпользователей. В нем нет даже упоминания об общественных организациях. Голосовавшие за законы их просто не заметили. А ведь речь идет о миллионах людей, об объединениях с богатейшими традициями, внесших весомый вклад в развитие охотничьего хозяйства страны. Есть большие опасения, что с «фермерами» от охоты повторится уже известная нам история.
Но, наверное, еще не поздно исправить положение. На мой взгляд, заслуживает внимания предложение С. Плаксы и В. Слободенюка приравнять членский билет к охотничьему при условии внесения данных его владельца в охотхозяйственный реестр. Таким образом можно обеспечить поддержку охотничьих общественных организаций...
На подъезде к центральной усадьбе Уломского хозяйства вижу участок примерно два гектара возделанной пашни. Оказалось, это одно из кормовых полей из заведования Н.Г. Ларина. Скажу откровенно: я воспринял его как некий островок надежды на то, что здравый смысл все-таки победит.
Геннадий Кашуба, почетный член ВОО
|