Новости
23.10.2017

На базе охотничьего хозяйства "Бобер" прошла коллективная охота на лис.

02.10.2017

У каждого рыбака эта мечта может быть разной. Для кого-то, этот показатель равен размаху рук, для кого-то большим весом, а для кого-то и щука на пару килограммов, пока остается мечтой о трофее.

Главная \ Охотустройство \ Основные положения концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства

Основные положения концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства

Основные положения концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства

Анализ материалов последних лет, посвященных проблемам охотничьего хозяйства в России, свидетельствует о неудовлетворенности ученых и специалистов охотничьего хозяйства современным качеством управления охотничьими ресурсами.

К аналогичным выводам также пришли участники научно-практической конференции «Современные проблемы природопользования охотоведения и звероводства» (май 2002 г., г. Киров), в решениях которой говорилось:

  • признать, что сложившаяся система учетных работ не позволяет получать достоверные оценки охотничьих ресурсов в стране. Необходимо совершенствование организации учетных работ и создание межведомственной службы мониторинга охотничьих животных с внедрением ГИС - технологий;
  • признать необходимым разработку упрощенной и малозатратной с высокими природоохранными требованиями, методики охотустроительных работ;
  • пересмотреть существующие нормативы биотехнических мероприятий, исходя из минимизированных потребностей животных;
  • считать приоритетными направлениями в сохранении и рациональном использовании охотничьих ресурсов разработку охотничьих кадастров и разработку биологических основ управления популяциями охотничьих животных.

В решении Всероссийского совещания по проблемам охотничьего хозяйства (май 2003г., г. Москва) констатировалось: учитывая неблагополучное состояние охотничьих ресурсов в России и почти полное отсутствие достоверной информации об их использовании, считать целесообразным создание альтернативной службе госохотучета - независимого источника информации о состоянии охотничьих ресурсов в виде межведомственной службы мониторинга охотничьих ресурсов, что позволит получать достоверную информацию, используя региональные блоки информации, собранные и обработанные местными специалистами.

В постановляющей части совещания, состоявшегося в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию здравоохранению и экологии (декабрь 2003 г.) по теме «Ландшафты и региональное ландшафтное планирование - условия для устойчивого развития территорий» отмечалось, что:

  • в общенациональном плане ландшафтный потенциал России представляет собой не только базу всей природоохранной и природно-ресурсной деятельности, но, и главное объективную основу для повышения качества жизни населения и устойчивого экономического развития страны;
  • к сожалению, крайне важный в современных условиях ландшафтный подход в России пока почти не известен и не освоен лицами, принимающими управленческие решения (от муниципального до регионального и федерального уровней) в социально- экономической, природоохранной, природно-ресурсной и других сферах.

В этой связи в настоящей концепции предлагается принять следующие принципы ландшафтной классификации охотничьих угодий (Кузякин,1979) и выделения в них популяционно-ландшафтных группировок животных и растений (Смирнов, 2002):

  • местообитаниями животных считаются природно-территориальные комплексы различных рангов, в которые животное население входит как составная часть, взаимосвязанная со всеми другими компонентами природы;
  • ландшафтная классификация включает все рациональные зерна различных подходов к классификации, существующих в охотоведении. Однако это не эклектическое собрание разных категорий, принципов и подходов, а единая концепция с едиными, глубоко научными принципами;
  • популяционно-ландшафтные группировки животных и растений представляют собой пространственного агрегированные (в пределах различных природно-территориальных комплексов) совокупности особей определенного вида (формы популяционного ранга).

Анализируя причины упадка охотхозяйственной отрасли и кризиса охотничьего хозяйства руководитель ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова В.Г.Сафонов (2003) отмечает:

  • приходится констатировать, что законодательные основы и практика охотпользования отстают от научно-теоретических представлений в области экологии, экономики, социологии;
  • ошибочно и бесперспективно строго придерживаться рамок жесткой государственно-
  • центрической парадигмы, которая уже доказала свою несостоятельность;
  • служба госохотучета излишне монополизирована, опасно самодостаточна. Она не вбирает в себя региональные блоки информации, собранной местными специалистами научных и учебных заведений, заповедников, ограничивается анализом и экспертной оценкой формализованных показателей, из-за чего снижается достоверность ее результатов ограничивается возможность их использования в хозяйственных целях. Создание межведомственной службы мониторинга охотничьих ресурсов с внедрением ГИС- технологий позволит получать достоверную информацию, отсутствие или недопустимость которой в настоящее время чреваты необратимыми последствиями.

При разработке настоящей концепции в качестве основы использовалось Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.1999г. «Об утверждении концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области».

1. Цели охотничьего и рыбного хозяйства

  • Сохранение и воспроизводство животного мира на Ю-3 ЕЧР (далее - региона), в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных видов охотничьих животных и рыб;
  • Обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве;
  • Сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира;
  • Участие в обеспечении продовольственной безопасности региона за счет получения мясодичной, рыбной и сопутствующей продукции, дополнительного производства рыбы в рыбоводных хозяйствах;
  • Обеспечение занятости населения;
  • Оздоровления населения за счет занятия одним из самых здоровых видов отдыха - охотой и рыбалкой;
  • Возрождение национальных и культурных традиций российской охоты и рыболовства

2. Основные задачи охотничьего и рыбного хозяйства

  • Обеспечение эффективной охраны охотничьих и рыбных ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
  • Осуществление биотехнических и рыбоводно-мелиоративных мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и интенсивное воспроизводство рыбных запасов, проведение искусственного диче - и рыборазведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности;
  • Научно обоснованное, рациональное использование охотничьих и рыбных ресурсов; организация заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, мяса, дичи, рыбы, сопутствующей продукции (грибов, ягод, лекарственно-технического сырья), развитие таксидермии;
  • Внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
  • Регулирование численности вредных для охотничьего и рыбного хозяйства животных, в первую очередь волка;
  • Обеспечение культурной и безопасной рыбалки для населения и гостей региона, развитие сферы услуг в области рыбного и охотничьего хозяйства;
  • Развитие охотничьего туризма;
  • Использование средств от охотничьего и рыболовного туризма для развития охотничьего и рыбного хозяйства, трофейной охоты и рекреационного рыболовства;
  • Развитие охотничьего собаководства.

3. Основные принципы государственной политики в области охотничьего и рыбного хозяйства

  • Устойчивость права пользования охотничьими и рыбными ресурсами, недопустимость изъятия у охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций, представленных им охотничьих и рыболовных угодий без проведения экологической экспертизы материалов по изъятию угодий;
  • Платность пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
  • Представление объектов охоты и рыболовства в разовое пользование гражданам для целей охоты и рыболовства и в долгосрочное пользование охотхозяйственным и рыболовным организациям для ведения охотничьего и рыбного хозяйства, охраны, воспроизводства и рационального использования. Привлечение организаций охотпользователей и рыбохозяйственных организаций к решению государственных задач по охране и воспроизводству государственного охотничьего фонда;
  • Неистощительное использование охотничьих и рыбных ресурсов. Установление квот добычи ценных и малочисленных видов охотничьих животных по каждому охотничьему хозяйству и участку государственного резервного фонда, а также отдельных квот для трофейной охоты, установление общих допустимых уловов; обеспечение правовой и социальной защиты штатных работников охотничьего и рыбного хозяйства, осуществляющих функции охраны государственного охотничьего и рыбного фонда;
  • Государственная поддержка организаций - охотпользователей и рыбохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность по охране и воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов;
  • Обеспечение правового и экономического механизма охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов. Создание условий экономической невыгодности незаконного и нерационального использования охотничьих и рыбных ресурсов;
  • Введение компенсационных платежей за вред, наносимый охотничьим и рыбным ресурсам и среде обитания диких животных;
  • Обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты, общие допустимые уловы) изъятия объектов охоты и рыболовства, проектных материалов, обосновывающих изъятие охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, материалов по созданию и ликвидации государственных охотничьих и ихтиологических заказников;

3.9 Обеспечение сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов) как основного средства производства в охотничьем и рыбном хозяйстве;

3.10 Принятие управленческих решений по охране, воспроизводству и использованию охотничьих рыбных ресурсов на основе анализа предыдущей деятельности и научных рекомендаций, проведение охотустройства охотничьих угодий и рыбохозяйственного устройства водоемов, ведение мониторинга и кадастра охотничьих и рыбных ресурсов;

  • Учет интересов охотничьего хозяйства при ведении лесного хозяйства, учет интересов рыбного хозяйства при осуществлении водопользования, обеспечение взаимного согласования интересов земле-, водо-, лесопользователей и пользователей охотничьими и рыбными ресурсами в целях охраны охотничьих и рыбных ресурсов и среды обитания диких животных;
  • Содействие развитию обществ, клубов и иных объединений охотников, рыболовов, а также ассоциаций охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
  • Сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охотничьего и рыбного хозяйства; распространение знаний о традициях и культуре охоты и рыболовства, охотничьем и рыбном хозяйстве, выпуску печатной продукции;
  • Осуществление кадастровой политики в охотничьем и рыбном хозяйстве, содействие проведению семинаров по обмену опытом и повышению квалификации и переквалификации для всех участникам процесса управления и пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
  • Повышение самостоятельности охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций в решении вопросов организации охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов.

4. Основная форма ведения охотничьего и рыбного хозяйства

4.1 Предоставление долгосрочных лицензий охотхозяйственным и рыбохозяйственным организациям (независимо от их огранизационно-правовой формы) на право пользование объектами охоты и объектами рыболовства в определенных границах охотничьих угодий и водоемов (участков водоемов).

5. Основные методы ведения охотничьего и рыбного хозяйства

  • Определение наиболее перспективных для охотничьего и рыбного хозяйства региона видов способных при минимальных затратах  на их охрану и воспроизводство дать максимальный выход охотничьей и рыбной продукции;
  • Научное обоснование осуществляемых мероприятий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
  • Изменение принципов управления популяциями популяционно-ландшафтными группировками животными: определение оптимальных плотностей и численности основных видов охотничьих животных и оптимальной рыбопродуктивности водоемов; сохранение репродуктивного ядра популяций, временный запрет добычи самок диких копытных животных, временное снижение нормативов добычи диких животных и сокращение сроков охоты (до достижения оптимальной численности), переход к  выборочному, дифференцированному по полу и возрасту изъятию животных; формирование высокопродуктивных популяций, применение современных, научно обоснованных форм и методов биотехнии; гуманизация промысла, сокращение непромысловых потерь. Для копытных предлагается (Данилкин,2003) формирование высокопродуктивных средневозрастных группировок оптимального размера, массовая добыча малопродуктивных, наиболее уязвимых и склонных к эмиграции особей младшей возрастных групп, выборочный селекционный и трофейный отстрел половозрелых особей, улучшение качества популяций, проведение эффективных биотехнических мероприятий. В целом алгоритм стратегии управления популяцией состоит из следующих основных условий (Яблоков,1987): выделение в качестве единиц управления отдельных популяций; определение необходимого набора демографических параметров управляемой популяции (темпов созревания, плодовитости на разных этапах онтогенеза, оптимального третичного соотношения полов, продолжительности генераций, внутрипопуляционной структуры и т.д.); выбор стратегии управления популяции с учетом ее биологических возможностей, экосистемных связей и экономических параметров; разработка методов влияния на биохорологическую, демографическую, генетическую, экологическую структуры популяции.
  • Интенсивное проведение ландшафтных и видовых биотехнических и воспроизводственных мероприятий в рамках крупных природно-территориальных комплексов;
  • Проведение работ по дичеразведению;
  • Повышение рыбопродуктивности озер за счет рыбоводно-мелиоративных и акклиматизационных мероприятий;
  • Создание маточных стад ценных видов рыб и хозяйств по подращиванию личинок; восстановление и культивирование чистых линий карпа и других видов рыб; научно-обоснованное формирование сети государственных и ихтиологических заказников; осуществление мониторинга животного мира, ведение кадастра охотничьих и рыбных ресурсов. Проведение охотэкономической инвентаризации охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Создание компьютерного банка кадастровой информации; обеспечение охраны мест размножения, гнездований и нереста. Запрещение всех видов рубок леса и сбор живицы в местах глухариных токов. Установление увеличенных водоохранных зон водоемов, где обитают ценные и редкие виды рыб и околоводных животных;

5.8     Приоритетное использование болот, отработанных торфяных полей для нужд охотничьего хозяйства;

Представление организациям-охотпользователям права определения срока открытия и окончания весенней охоты в своих хозяйствах в пределах сроков, определенных Правилами охоты. Признание весенней охоты на гусей, глухарей и тетеревов трофейной охотой, осуществляемой только с обслуживанием егерей. Определение порядка проведения государственной аттестации охотничьих хозяйств.

  • Обеспечение действенной охраны и охотничьих и рыбных ресурсов;
  • Определение критериев оценки результатов деятельности охотничьих и рыбных хозяйств: достижение оптимального уровня плотности населения охотничьих животных (оптимальной продуктивности водоема); повышение выхода охотничьей и рыбной продукции;
  • Повышение квалификации работников охотничьего и рыбного хозяйства и обучение передовым методам ведения охотничьего и рыбного хозяйства, разработка и издание методических рекомендаций по эффективному ведению охотничьего и рыбного хозяйства.

6. Основные направления развития охотничьего и рыбного хозяйства

  • Повышение эффективности использования рыбных ресурсов естественных водоемов;
  • Введение системы продовольственного заказа на охотничью и рыбную продукцию. Выдача льготных кредитов под обеспечение нужд в охотничьей и рыбной продукции учреждений социальной сферы;
  • Интенсификация работ по зарыблению водоемов молодью ценных видов рыб;
  • Определение ущерба, наносимого охотничьим и рыбным ресурсам промышленными предприятиями направление средств, взысканных за возмещение нанесенного ущерба, на развитие охотничьего хозяйства, рыбоводства и зарыбление водоемов;
  • Создание научно-опытных базовых охотничьих и рыбных хозяйств;
  • Создание специализированных охотничьих хозяйств по проведению традиционных видов охот (с легавыми собаками, гончими, борзыми, лайками, по проведению трофейных охот);
  • Создание специализированных хозяйств по организации спортивного рыболовства;
  • Развитие инфраструктуры и сферы услуг в охотничьем хозяйстве;
  • Развитие иностранного и межрегионального охотничьего, рыболовного и экологического туризма;
  • Развитие трофейной охоты;
  • Развитие охотничьего собаководства. Представление наиболее благоприятных условий для возможности охоты владельцам охотничьих собак. Закрытие охоты в бесснежный период на диких копытных животных и медведей без собак, прошедших испытания по кровяному следу;
  • Развитие стрелково-охотничьего и рыболовного спорта;
  • Создание условий для обучения охотников меткой стрельбе и проверки боя оружия, организация региональных выставок охотничьих трофеев, таксидермических мастерских;
  • Развитие сети магазинов охотничье-рыболовных товаров. Установление налоговых и кредитных льгот для магазинов, учрежденных охотхозяйственными и рыбохозяйственными организациями, вкладывающими полученную прибыль в развитие охотничьего и рыбного хозяйства.

7. Развитие нормативно-правовой базы охотничьего и рыбного хозяйства

  • Принятие на основе данной концепции областных законов «Об охоте и ведению охотничьего хозяйства» и «Рыболовстве и ведению рыбного хозяйства»;
  • Принятия на основе данной концепции новых региональных «Правил по рыболовству в водоемах» и «Правил охоты»;
  • Переход на популяционно-ландшафтную форму управления охотничьими и рыбными ресурсами и разработка на ее основе основных положений по организации и ведению охотничьего и рыбного хозяйства на Ю-3 ЕЧР;

8. Научное обеспечение развития охотничьего и рыбного хозяйства

8.1     Формирование государственного или ведомственных заказов на НИР на конкурсной основе;

  • Совершенствование методов учета численности охотничьих животных и рыбных запасов;
  • Разработка современных методов инвентаризации и бонитировки охотничьих угодий и водоемов рыбохозяйственного фонда;
  • Разработка биологических основ управления популяциями промысловых видов рыб;
  • Разработка эффективных систем видовых и ландшафтных биотехнических и воспроизводственных мероприятий на популяционно-ландшафтной основе;
  • Определение оптимальных плотностей охотничьих животных в природно-территориальных комплексах и оптимальной плотности посадки рыб в природно-аквальных комплексах;
  • Мониторинг охотничьих и рыбных ресурсов на популяционно-ландшафтной основе;
  • Изучение основных факторов, влияющих на численность промысловых видов и, в первую очередь лимитирующих факторов
  • Разработка эффективных мероприятий по профилактике болезней животных и рыб;
  • Разработка экономического и правового механизма эффективного ведения охотничьего и рыбного хозяйства;
  • Научное обоснование работ по интродукции, реинтродукции, расселению животных.

9. Финансирование мероприятий по развитию охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется за счет

9.1 Собственных средств охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;

9.2 Средств областного и муниципального бюджетов;

  • Льготных кредитов;
  • Внешних инвесторов;
  • Средств областного и муниципальных внебюджетных экологических фондов.

10. Экономический эффект и контроль за реализацией концепции

10.1   Увеличение выхода мясной, пушной, рыбной и сопутствующей продукции;

10.2   Экономия бюджетных средств на мероприятия по охране и воспроизводству животного мира;

10.3   Увеличение поступлений налогов за счет создания новых хозяйств и расширения производства, привлечения инвестиций;

10.4 Оздоровления населения;

10.5 Контроль за реализацией концепции возлагается на специально уполномоченные органы МСХ и регионов.


листовка на сайт 250+280