Новости
02.10.2017

У каждого рыбака эта мечта может быть разной. Для кого-то, этот показатель равен размаху рук, для кого-то большим весом, а для кого-то и щука на пару килограммов, пока остается мечтой о трофее.

28.09.2017

Минэкологии РБ уведомляет охотников о том, что 29 сентября 2017 года состоятся жеребьевки на право получения разрешения на добычу лося и косули в общедоступных охотничьих угодьях Республики Башкортостан.

Главная \ Мастерская \ Зрительная оценка охотничьего ружья.

Мастерская

Зрительная оценка охотничьего ружья.  01.09.2011 02:15

Зрительная оценка охотничьего ружья.
1-й этап осмотра состоит из зрительной оценки целостной гармонии форм охотничьего ружья, его силуэта и общих пропорций. Если пропорции ружья красивы и гармоничны - изделие выполнено хорошим оружейным мастером или спроектировано грамотным дизайнером.

штучное ружье, как правило, отличается изящными, четко очерченными формами с гармоничными соотношениями пропорций силуэта и его основных, крупных, частей.

Серийное ружье, как правило, отличается лаконично геометризованными линиями силуэта, простыми и упругими формами, которые в сравнении с штучным ружьем более массивны и зрительно прочны. Аналогично массивными и прочными могут быть формы одной категории штучных ружей - дорогих крупнокалиберных штуцеров и карабинов для африканских охот.

На этом этапе процесс напоминает зрительную оценку пропорционального строя человеческой фигуры, которая с первого взгляда оценивается как пропорциональная или непропорциональная, длинная или короткая, толстая или тощая, длинношеяя или короткошеяя, плотная или хлипкая. Фигуру с пропорционально утонченными, подбористыми параметрами формы характеризуют как изящную (аналогичный эпитет применим к формам штучного оружия). Фигуру с пропорционально массивными пропорциями характеризуют как плотную (аналогично могут характеризоваться формы серийного оружия). В обоих случаях речь идет о пропорциональной оценке объекта в его общих гармоничных или негармоничных соотношениях.

2-й этап осмотра состоит в оценке пропорциональных, формообразующих параметров ложи и цевья, пластический рисунок которых во многом определяет красоту охотничьего ружья.

Штучное ружье отличают изящные формы цевья и ложи. Восприятие пластики этих деталей зависит от материала изготовления, его плотности, текстуры и поверхностной фактуры. Как правило, материал - ореховые заготовки в виде брусков из французского, черкесского (кавказского), турецкого или американского ореха, из которых последний самый непрочный и дешевый. Ореховые заготовки сушатся 6-9 лет, а в наилучшем случае - 12-20 лет. Цевье и ложа штучных ружей вытачиваются на станках или вырезаются вручную из одной заготовки с единым текстурным рисунком древесных волокон. Для самых дорогих ружей используются заготовки корневого ореха с извилистой текстурой волокон, повышенной прочностью и влагостойкостью. Прочность хорошо высушенного ореха позволяет усложнять пластический рисунок цевья и ложи с подщечными выступами, фигурной насечкой или резьбой.

Серийное ружье отличает упрощенная пластика цевья и ложи, форма которых приспособлена к серийному изготовлению на копировальных станках. Цевье и ложа серийных ружей механически вытачивается из недорогого ореха (на многих оружейных заводах США, Италии, Испании и Южной Америки из американского ореха), бука и березы (последние два материала особенно характерны для ружей российского производства). Березовые ложи финских нарезных ружей фирм «Сако» и «Тикка» изготовлены из высококачественной карельской березы с красивой текстурой и многолетней просушкой. Прочность древесины бука и березы существенно ниже, чем у ореха, что заставляет целенаправленно упрощать пластику деталей ложи и цевья. Эти детали, как правило, имеют более простые геометрические очертания, более округлы и массивны.

На этом этапе процесс напоминает зрительную оценку пропорциональных соотношений крупных частей формы. Также моментально, на первый взгляд оцениваются пропорции конечностей и корпуса человеческой фигуры, которая характеризуется как длиннорукая или короткорукая, длинноногая или коротконогая. В такой же мере замечаются длинная или короткая шея, непропорционально длинный торс и, следовательно, низкая талия. Суть сказанного в преднамеренной нацеленности оценки гармоничного или негармоничного взаимобаланса крупных членений объекта, в нашем случае охотничьего ружья.

Пропорциональная гармония частей ружья зависит от согласованности размеров стволов, цевья, ложи, массивности и рисунка ствольной коробки.

3-й этап осмотра состоит в оценке качеств металлических ружейных деталей крупного и среднего размера, среди которых основными являются стволы (или ствол) и ствольная или затворная коробка, а также прицельные устройства, спусковая скоба со спусковыми крючками, ключ запирания, предохранительная кнопка, антабки. Форма и характер обработки ствольных трубок, их длина и толщина существенно влияют на пропорциональный строй ружья. В мировой ружейной практике, как правило, применяются стволы следующей длины: для дробовиков большая часть стволов имеет длину 66, 71 и 76 см, а также стволы длиной 50-60 см для пулевых ружей и ружей специального назначения и стволы длиной 81-85 см для спортивных ружей; длина стволов нарезных ружей бывает 52, 60 и 65 см.

Соответственно с этими размерными параметрами ружья зрительно классифицируются как длинноствольные, короткоствольные и ружья со стволами средней длины (у дробовиков средняя длина стволов 71 см, у нарезных ружей - 60 см). Пропорциональная гармония частей ружья - составляющих единой целостной формы, зависит от взаимной согласованности размеров стволов, цевья, ложи, массивности и рисунка ствольной коробки (затворной коробки у нарезных ружей), размеров и формы спусковой скобы и прицельных устройств. Если эти детали зрительно воспринимаются взаимосогласованными частями единого образа, то форма ружья красива, его части гармоничны. Непропорциональная величина или массивность одной или нескольких деталей ружья нарушают общую гармонию его целостной формы, что, как правило, указывает на невысокую квалификацию ружейного мастера или дизайнера. Исключения составляют ружья, чья непропорциональность преднамеренна, например, непропорционально длинный ствол (его длина 93 см) дробовика с продольно-скользящим затвором фирмы «Марлин», сделанный специально для дальней стрельбы по гусям.

Искусство мастера-ствольщика выражается в том, насколько изящным будет силуэт ствольной трубки, ширина и рисунок прицельной планки, форма и материал мушки.

В штучном ружье особую роль играет пропорциональная длина и силуэтная форма стволов. Стволы элитных дробовиков, и особенно дробовых ружей с горизонтально-спаренными стволами, имеют переменное сечение - сильное утолщение в районе патронников и плавное утончение ствольных трубок к дульному срезу. Толщина ствольных трубок в районе патронников, в средней части и к дульному срезу определяется опытным путем для каждого из ружей. Искусство мастера-ствольщика выражается в том, насколько изящным будет силуэт ствольной трубки, ширина и рисунок прицельной планки, форма и материал мушки. Существенную роль в образе штучного ружья играют красивые формы ствольной коробки с замками на боковых досках или замками системы «Энсон-Дилей» (у дробовиков), затворных коробок нарезных магазинных ружей, а также форма оснований целика и мушки, форма узлов крепления антабок и т.д. Силуэтная пластика этих деталей запоминается, наделяет каждое ружье чертами персональной неповторимости.

В серийном ружье стволы, ствольные и затворные коробки, спусковые скобы и прочие металлические детали серийного производства отличаются специфической функциональностью, геометричной простотой очертаний, удобных для высокоточного машинного изготовления. Высочайшее качество, рациональная красота форм металлических деталей отличает многие серийные ружья: дробовики «Бенелли» модели «Супер-90» МЗ, нарезные винтовки и карабины моделей «Сако 75» и «Штайр-Манлихер» SBS96, включающих варианты со стволами из нержавеющих сталей и сталей с черным или синим воронением, варианты с ложей из черного пластика, березы («Сако 75») или ореха («Штайр-Манлихер» SBS96). Высокое качество многих серийных моделей объясняется сильным составом фирменного дизайнерского бюро, качествами станочного парка с программным управлением.

В зрительной оценке качеств серийного охотничьего оружия важно не только отметить качество каждой оружейной детали, но и ее пропорциональную соразмерность как части единого образа каждой ружейной модели. Так, низкое расположение антабки на ружейной ложе или ее крепление далеко или слишком близко от конца стволов нарушает пропорциональную гармонию ружейного силуэта, ассоциируется с пропорциями человеческой фигуры с низко расположенной талией, с низкопосаженными коленями или вислозадой фигурой. Аналогично ружье с мушкой, прикрытой непропорционально массивным защитным кожухом, ассоциируется с человеческой фигурой, голова которой украшена огромным носом. Такие сравнения приходят на ум при взгляде на силуэты карабинов моделей «Дакота 76» (США) или «Ухерски Брод 550» (Чехия), у которых детали, прикрывающие мушку, непропорционально велики и массивны.

Процесс зрительной оценки форм металлических деталей оружия, которые вместе с формами цевья и ложи составляют целостный пропорционально пластический образ, сравним с феноменом узнавания человеческой фигуры. Пропорции человеческого торса и конечностей, посадка головы, манера походки и движений создают сумму неповторимо индивидуальных черт человеческой личности. Мы способны издали, не различая черт лица, цвета кожи и волос, зрительно выделить в толпе фигуру знакомого человека. Узнавание происходит подсознательно, без особых усилий зрения и памяти. Восприятие комплекса узнаваемых признаков моментально фиксируется мозгом и вызывает соответствующую эмоционально-образную реакцию. Можно предположить, что образы зрительной памяти кодируются в виде персонально узнаваемого образного символа, каждый из которых обозначает созданную воображением копию людей, животных, явлений и предметов, в том числе и ружей.

Индивидуальная неповторимость пропорций и пластических особенностей ружейной формы позволяет отличать знакомые ружья от незнакомых, красивые от некрасивых. Полнота и содержательность зрительного образа зависит от степени развития природных или благоприобретенных дарований к зрительному запоминанию, наблюдательности и систематизации образов памяти. Именно они важны в зрительной оценке качеств ружей с характерными линиями форм, среди которых широкую известность имеют образцы военного и охотничьего оружия: русская трехлинейка, английская армейская винтовка «Ли-Энфилд», карабин Симонова, автоматы Калашникова, снайперская винтовка Драгунова, американская М16 Юджина Стоунера, а также «Ауто 5» Джона Браунинга, седельные карабины фирм «Винчестер», «Марлин», «Браунинг», «Сэведж» и много других замечательных оружейных моделей.

Зрительный осмотр этих ружей в сопоставлении, сравнении, суммарном итоге впечатлений позволяет прийти к выводам, что формы русской трехлинейки с прямой винтовочной ложей и геометризованно обтекаемым блоком спусковой скобы и магазина красивы, а тупо срезанное цевье, грубо отесанная ложа армейского «Ли-Энфилда» неуклюжи. Аналогичным образом нетрудно заметить аскетичную красоту карабинов со скобой Генри «Винчестер» мод. 94, «Марлин» мод. 1895, «Браунинг Ливер Экшн», линии которых контрастируют с неуклюжей формой карабина с аналогичной системой перезарядки моделей «Сэведж» 99А и 99Е. Суть сказанного -оценка качеств ружейной формы состоит в умении увидеть ее красоту, почувствовать гармонию взаимодействия ружейных деталей.

Форма и характер обработки ствольных трубок, их длина и толщина существенно влияют на пропорциональный строй ружья.

4-й этап осмотра посвящен оценке качества декора охотничьего ружья. Декор - понятие, связанное с украшением ружья: шрифтовыми лейблами, гравировкой металлических частей, тиснением, резьбой деревянных частей оружия. Малоопытный, малокультурный ценитель оружия обращает внимание исключительно на качество декора. Дилетант ошибочно полагает, что гравировка и резьба являются основными показателями качеств охотничьего оружия. Также наивно полагать, что женскую красоту следует ценить по количеству бижутерии или натуральных бриллиантов, с переменным осязанием рельефов гравировочных с рельефами мелкозернистой насечки. На ощупь идеально сбалансированная форма ружей ощущалась как единая поверхность, холодная в местах касания металла и теплая в местах касания дерева. Когда ствольная коробка сделана из светлого металла, она смотрится светлым пятном, зрительно разрушающим целостную форму ружья. Целостность ружейной формы сохраняется в том случае, когда все металлические детали покрыты воронением одного цвета или близких по тону цветов. Столь же целостно восприятие форм ружей, где все металлические детали сделаны из нержавеющих сталей с блестящей полированной поверхностью.

Серийные ружья отличаются декором, составные части которого - насечка и гравировка -исполняются механически или с небольшой долей ручного труда. Декор сравнительно дорогих серийных ружей напоминает декоративную отделку штучного оружия. В этом случае гравировка исполняется с помощью штампов, лазерных устройств и сверловочных бормашин, копирующих специальный гравировочный эталон. Такая манера декора характерна для многих переломных ружей, серийно выпускаемых в США, Бельгии, Португалии, Японии, Италии, Франции и Германии.

К другой вариации серийного декора относятся ружья, поверхности металлических деталей которых не гравируются, оставляются гладкими. Такой декор характерен для переломных вертика-лок фирмы «Штурм, Ругер и К0» (США), некоторых моделей переломных ружей фирмы «Брно» (Чехия) и «Тикка» (Финляндия). Аскетичный декор с гладкими поверхностями ствольных коробок отличает полуавтоматические и помповые дробовики американского, европейского и японского производства. В подавляющем большинстве коробки такого оружия украшаются штампом с изображением фирменных лейблов, насечка на поверхности цевья и ложи наносится штампом или отсутствует. Охотничье оружие нового поколения отличается авангардным декором с цветным гладким или фактурным химическим покрытием металлических деталей и рельефными штамповками ложи в местах касания рукой. Авангардный декор характерен для новых разработок фирмы «Штайр-Манлихер» (модели SBS96 «Хантер» и «Скаут») и «Хеклер-Кох» (модель «Хеклер-Кох» SL8). Оружие нового поколения, как правило, отличается ложей из высокопрочных цветных пластмасс, позволяющих получить ложейную форму с идеальной эргономикой.

В итоге поэтапного осмотра и оценки качеств охотничьего ружья получается синтетический образ, суммирующий положительные и отрицательные впечатления. Комплекс впечатлений формируется так, как если бы мы знакомились с человеком, произведением искусства или объектом технического дизайна. Знакомство с человеком обычно имеет определенную последовательность: сначала на удалении, когда оцениваются общие пропорции фигуры, затем ближе, когда видны пропорции конечностей, форма головы и шеи, затем вблизи с возможностью увидеть черты лица, цвет и форму глаз, бровей, очертания губ, ушей и подбородка. Суммарное впечатление фиксируется памятью, формируется в виде зрительного образа, речевой или словесной характеристики. В аналогичной последовательности проистекает зрительная оценка ружья. В оценке охотничьего ружья особую роль играет характер и стиль декора и его составной части - гравировки.

Целостность ружейной формы сохраняется в том случае, когда все металлические детали покрыты воронением одного цвета или близких по тону цветов.

В заключение статьи заметим, что оружие ценят не только за совершенный дизайн и красоту гравировки. Не следует верить оружейным снобам, ошибочно полагающим, что ружьями надо считать исключительно продукцию всемирно известных фирм «Дж. Перде», «Голланд-Голланд», «Ригби», FAMARS или «Лебо Куралли». Абсурдно полагать, что любить следует исключительно женщин прекрасных и богатых, а милых и скромных любить не стоит, ибо они того не заслуживают! Для миллионов охотников охотничье ружье- предмет, с которым связан обширный круг эмоций и впечатлений. В число этих впечатлений входят не только гордость за красоту и совершенство форм и гравировки вашего ружья, но и воспоминания о метких выстрелах, богатых или скромных трофеях, память о людях и собаках. По этим причинам не грустите, если в вашем оружейном шкафу не стоит вожделенный «Перде» или «Меркель». Спокойно любите свой ИЖ или скромную «тулку» за то, что они есть, за то, что с ними пройдено множество удачных и неудачных охот. Именно с вашим ИЖом или с вашей «тулкой» связана лучшая часть ваших переживаний, составляющая часть того, что мы все называем Счастьем!

Константин Кудряшов




листовка на сайт 250+280