Главная \ Оружие охотника \ Из истории раннего огнестрельного оружия

Из истории раннего огнестрельного оружия

Изобретение огнестрельного оружия привело человека в новую историческую эпоху. Однако выделить границу между временем до изобретения пороха и после можно только условно. Здесь следует говорить о плавном переходе человека от использования одной системы оружия к другой. Переход этот был относительно длительным и совсем не однозначным.

СТРАШНЫЙ ЧЕРНЫЙ ПОРОШОК

К сожалению, человек, обретя разум, любое свое изобретение почти всегда в итоге пытался направить на уничтожение себе подобных. В период средневековья охота в человеческом бытии выступала «младшей сестрой» войны. Поэтому все изобретения, касающиеся усовершенствования оружия, так или иначе оказывали взаимное влияние на дела военные и охотничьи. Появление огнестрельного оружия было величайшим достижением человека, прежде всего в военном деле. Правда, введение его в практику шло довольно медленно и болезненно. Оружие было несовершенным, да и сказывался человеческий консерватизм. В то время лук и арбалет были более практичны и привычны. По эффективности они не уступали первым ружьям, а то и превосходили их, а по скорострельности оставляли последние далеко позади. По этой причине искались даже пути соединения огнестрельного и метательного оружия, как это делалось с копьями и огнестрельным оружием. На арбалеты также ставили стволы с колесцовыми замками. Люди пытались создать эдакий универсальный гибрид арбалета и ружья. Встречались среди них довольно сложные конструкции, в которых единый спусковой механизм обслуживал тетиву и колесцовый замок одновременно. Однако от таких экспериментальных моделей отказались по причине их дороговизны и непрактичности в использовании. Арбалет и лук продолжали существовать наряду с ранним огнестрельным оружием, составляя ему серьезную конкуренцию.

И все же огнестрельное оружие входило в практику, вытесняя из обихода лук и арбалет. Охота играла здесь не последнюю роль. В истории развития огнестрельного оружия неоспоримой истиной является тот факт, что все технические новшества и изобретения, связанные с ружьем и направленные на его совершенствование, находили свое применение прежде всего в охотничьем огнестрельном оружии.

Говоря о значении изобретения пороха, вообще трудно даже осмыслить, было ли оно благом или явилось человеческим горем (возможно, наказанием). До его появления человек уже использовал различные зажигательные смеси и нефть в военном деле. Чего стоит пресловутый и загадочный «греческий огонь» или горшки с горящей смесью или смолой, обрушивающиеся на головы то осаждаемых в городах людей, а то и осаждающих. Но это был огонь сам по себе, используемый в виде направленной разрушительной силы. Порох же не только сам обладал такой силой, но и  давал возможность посылать на значительное расстояние любой снаряд, способный поразить противника или иную цель, не прикладывая к этому значительных физических усилий самого человека, как это делалось в ранних метательных машинах. Человек понял  губительную гениальность пороха, но произошло это не сразу и не вдруг.

Когда речь заходит о приоритетах в изобретении пороха, обычно называют различные страны и временные периоды истории. Чаще всего здесь фигурируют Китай и Ближний Восток. Обычно время изобретения пороха «вращается» вокруг даты 1354 год. Правда, некоторые ученые приводят свидетельства того, что первые пушки использовались и в более раннее время. Так или иначе, в XIV веке появился порох. Изобретение же пороха, по имеющимся письменным источникам, приписывают чаще всего не китайцам, а францисканскому монаху из г. Менца по имени Бертольд Шварц. Это имя почти всегда фигурирует, когда речь заходит об истории артиллерийских орудий. Согласно легенде этот монах в 1320 году (по другим источникам это был 1313 год) якобы совершенно случайно открыл взрывчатые свойства пороха.  По одной версии он смешал в ступе селитру и серу, а приостановив работу, прикрыл ступу камнем. По неизвестной причине состав загорелся, а затем раздался взрыв, отбросивший камень. По другой версии Шварц растирал свою смесь в ступе, когда в нее попала искра из очага. Последовавший взрыв разорвал ступу в куски. Возможно, великое открытие произошло именно как-то так. Все дальнейшие описания жизни Бертольда Шварца и его открытия содержат меняющиеся подробности, все более конкретизирующиеся и множащиеся деталями, чем далее от времени действия появляются авторы и переписчики известных событий. Хотя и считается, что патер мгновенно сообразил, как и для чего будет служить его изобретение, однако использование пороха сразу в огнестрельном оружии было явно неочевидно.

С XIV века порох стал применяться в артиллерии. Здесь читатель вправе спросить, нужно ли в очерке, посвященном охотничьему оружию, рассказывать о пушках? Подробно, видимо, не стоит. Однако упомянуть отдельные моменты истории артиллерии придется. Дело в том, что она напрямую связана с развитием и совершенствованием ручного огнестрельного оружия или, говоря проще, ружья. К примеру, именно в первых пушках использовалось заряжание с казенной части, что впоследствии нашло отражение в конструкции ружья. Это же можно сказать о попытках создания многозарядных и многоствольных орудий, что также нашло отражение в конструкциях поздних охотничьих ружей. Именно по этой причине на теме первых пушек и их постепенному «превращению» в ружье стоит остановиться. Первые пушки были примитивными, хотя и трудоемкими в производстве. Обычной формой их изготовления было не литье. Длинные полосы железа закрепляли вокруг деревянной болванки. Затем их скрепляли обручами и нагревали докрасна металл для того, чтобы полосы сваривались между собой. Деревянный сердечник выжигали или высверливали. Таким образом, получалась труба, которая и являлась орудийным стволом. При установке ствола у его торцевой части в землю вгоняли добавочные деревянные колоды. Между ними и казенной частью ствола помещали зарядную камеру (камору). Открытой стороной она вставлялась в казенную часть ствола. В камору заранее помещали заряд пороха и ядро (чем не современный патрон?). Камору при помощи дополнительных клиньев расклинивали между казенной частью ствола и колодами, чем обеспечивался плотный контакт со стволом. Каморы, которые еще называли казенниками, выковывались из цельной заготовки заранее. Ствол крепился к примитивному лафету из дерева металлическими обручами или кожаными ремнями. Обычно он врывался в землю. Такая пушка имела много недостатков: слабым местом было соединение казенника со стволом, неподвижность лафета, полное отсутствие маневренности, длительность процесса заряжания. Да и сама стрельба была небезопасным делом. Случалось, что пушкарями выступали осужденные преступники, которых приковывали к орудиям цепями, поскольку такая работа считалась чуть ли не смертельным приговором. С совершенствованием обработки металла ствол стали отливать. Заряжание стало осуществляться с дульной части. Это упрощало и ускоряло сам процесс подготовки орудия к выстрелу.

Развитие артиллерии осуществлялось в нескольких направлениях. Главное внимание уделялось  повышению маневренности орудий. Ведь первые пушки при отступлении приходилось просто оставлять противнику. На поле боя орудия не могли переместить с места на место. По этой причине постоянно улучшали конструкцию лафета, от которого зависело изменение угла орудия, то есть прицеливание. Решалась и задача быстрой транспортировки орудия при помощи тягловой силы. Естественно, что человеческая мысль не останавливалась на попытках «усовершенствования» и самого орудийного ствола. По этой причине появлялись удивительные и курьезные модели самих стволов. Их пытались делать из различных материалов, кроме металла. Не обошло вниманием раннюю артиллерию стремлению к гигантомании. Однако постоянная нехватка металла при возрастающей потребности в пушках, как наиболее эффективном оружии на поле боя, приводило к тому, что размеры стволов и их калибры уменьшались. Пушки стали делиться по своему предназначению. Это были осадные орудия, мортиры, полевая артиллерия и пушки малых размеров. За последними закрепилось название «рибодекэн».  Ранее этим словом обозначали небольшую повозку, на которой крепился лук (метательная машина), способный метать зажигательные дротики. Часто такие колесницы использовались для защиты узких проходов или улочек. Небольшие бронзовые стволы рибодекэнов ставились (по несколько штук) на примитивные лафеты. Использовались они по тому же назначению. Эти многоствольные орудия также эффективно применялись для отражения противника, пытающегося атаковать с тыла. Некоторые оружейники рассматривают рибодекэны прототипом пулемета. Полагают, что именно маленькие стволы рибодекэнов послужили и для создания прообраза ручного огнестрельного оружия. Установить маленький ствол рибодекэна на деревянную ложу не было непосильной задачей ума. Сегодня трудно сказать, когда это произошло. Высказывается предположение, что появление ручных пушек можно отнести к двадцатым - тридцатым годам XIV века. Ствол такой пушки крепили к лафету кожаными ремнями, «утопив» его в дереве на половину длины ствола. Лафет представлял собой длинный шест, который упирали в землю. Другая часть его, непосредственно у ствола, ставилась на упор. Управляться с ручной пушкой приходилось двум людям. Один удерживал лафет (ложу) и нацеливал его, а другой осуществлял выстрел. Ручная пушка была также маломаневренна. Поэтому естественным следующим шагом в ее усовершенствовании явилось укорачивание длины лафета. В новом виде ствол стал меньше по размерам, а укороченный хвостовик ложи (приклад) стрелок мог удерживать, прижимая его к телу локтем. Однако сильная отдача после выстрела заставила изменить конфигурацию приклада. Он стал загибаться книзу. Заряд ручной пушки поджигался, как и большой, через запальное отверстие, расположенное сверху ствола. Для удобства его переместили на  правую сторону. Здесь же размещалась и полка для пороха. Часто такую ручную пушку называют кулевриной. Заряд стали поджигать при помощи уголька, зажатого специальными клещами, или раскаленной проволоки. Такое воспламенение заряда было не только неудобным, но и опасным для стрелка. Таким образом, они были заменены на тлеющий фитиль. Он представлял собой матерчатый жгут, вымоченный в селитре. В целях безопасности фитиль стали крепить к зажиму, прикрепленному к длинной металлической полосе, вращающейся вокруг своей оси с правой стороны. Потянув вверх конец полосы, стрелок опускал тлеющий фитиль к пороховой полке. Происходило возгорание заряда. Это новшество помимо безопасности дало возможность стрелку управляться с оружием в одиночку.

Так родился фитильный замок, а с ним и ручное огнестрельное оружие под названием ружье. Произошло это в XV веке. Ружье с фитильным замком просуществовало довольно долго и использовалось вплоть до XVII века, хотя к 1517 году уже вошел в обиход более совершенный колесцовый замок. Фитильные ружья стали называть аркебузами.  Имеются изображения ранних фитильных ружей. Так, на гравюрах в книгах, посвященных подвигам императора Максимилиана I, изображен сам император, охотящийся с таким ружьем. Максимилиан I, величайший любитель и собиратель оружия, ценивший эффективность артиллерии и предвидевший роль огнестрельного оружия, на охоте, тем не менее, предпочитал пользоваться арбалетом. Возрастающую роль ручного огнестрельного оружия положительно оценивали и другие царственные особы, несмотря на, казалось бы, «непоколебимое» положение метательного оружия. Особенно это было заметно в Англии, где вера в эффективность английского большого лука долгое время была несокрушима. Генрих VIII в 1544 году издал указ, согласно которому предлагал любому подданному, достигшему 16 лет, приобретать опыт в овладении стрельбы из ручных пушек. Когда испанцы начали завоевание Нового света, часть их была вооружена аркебузами. Именно испанцам принадлежит введение манеры стрелять из аркебузы от плеча и разработка формы приклада. Такая манера стрельбы и конструкции ложи аркебузы стали распространяться повсеместно. Получила дальнейшее развитие и конструкция фитильного замка, что было обусловлено стремлением к повышению безопасности стрелка и надежности выстрела. В результате появилась спусковая скоба. Сам же механизм фитильного замка в ряде случаев стали помещать в приклад, пытаясь таким образом защитить его от внешних климатических воздействий. Огнестрельное оружие получило и еще одно название - мушкет.

Главной проблемой фитильного оружия оставалось неудобство в произведении выстрела: перед тем как его произвести, стрелок должен был длительное время держать фитиль зажженным. Человеческая мысль не переставала работать над решением этой проблемы. Вспомнили о пирите, при помощи которого можно было высекать искры. В результате нескольких попыток создания нового воспламеняющего механизма появился колесцовый замок. В нем кусок пирита прижимался к зубчатому колесу, вращение которого осуществлялось при нажатии на спусковой крючок через предварительно заведенную пружину. Высекаемые искры направлялись на порох по затравочной полке. При этом ее крышка поднималась. После выстрела пружину замка приходилось снова заводить специальным ключом. Бытует мнение, что принцип работы колесцового замка описал сам Леонардо да Винчи. Колесцовый замок был достаточно сложным и дорогостоящим механизмом. Из-за слабости пирита он впоследствии был заменен кремнем. В армии продолжало господствовать оружие с фитильным замком. Наиболее быстро колесцовый замок был принят на вооружение в рядах кавалерии, солдаты которой испытывали большое неудобство при обращении с фитильным оружием. Пистолеты и карабины с колесцовыми замками не просто оснастили кавалерию эффективным оружием, но и сказались на изменении всей тактики ее применения. В охотничьем оружии колесцовый замок использовался шире, чем в армии, но из-за высокой стоимости позволить его себе могли только состоятельные люди. Замечу, такое оружие всегда являлось гордостью его владельца.

В этот период охотничьи аркебузы и мушкеты стали декорировать и украшать гравировкой. Следует заметить, что в это время все же продолжало «царствовать» ружье с фитильным замком, который был усовершенствован. Такое ружье было простым в обращении, достаточно легким, а главное - недорогим, в отличие от ружья с колесцовм замком. Именно таким оружием часто пользовались охотники. В Англии оно имело даже свое название - «каливер». По легенде, название произошло от французского слова «калибр». Это ружье было намного легче аркебузы, и стрельба из него велась с упора оружия в плечо. Такое ружье можно было заряжать быстрее, и отдача в нем была не столь значительной. Каливер часто использовался на охоте, так как из военного арсенала его постепенно вытеснил мушкет, обладавший более сильной пробивной силой (мушкетная пуля пробивала доспехи). Использование кремня по сравнению с хрупким пиритом в колесцовом замке стала причиной того, что его модернизация привела к появлению более эффективного замка - ударного, или кремневого. Его еще называли «спенхенс» (производного от слова «клюющая птица»), так как курок, держащий кремень и бьющий по зазубренной пластине, напоминал клюющую курицу. Это произошло примерно в конце 1600-го года. Без сомнения, появление кремневого замка явилось значительным явлением в усовершенствовании ручного огнестрельного оружия. Кремневый замок в дальнейшем постоянно усовершенствовался. В его конструкцию вносились различные детали, повышающие надежность, эффективность и безопасность стрельбы.

Стали появляться даже кремневые замки, имеющие отличительные конструктивные черты: английские, испанские, французские и прочие. Оружию с кремневым замком была уготована длительная жизнь. Но на первых порах его несовершенство приводило к тому, что фитильное ружье считалось более надежным. Появлялись даже некие ружейные гибриды, снабжаемые кремневым и фитильным замками одновременно. При этом человеческая мысль постоянно работала над усовершенствованием и самого фитильного ружья. Так, встречаются экземпляры этого оружия, заряжаемые с казенной части. Поэтому фитильное ружье еще очень долгие годы находилось в обиходе охотников, особенно простых. Много гравюр, изображающих различные охоты на зверей и птиц, оставил нам фламандский художник того времени Йоханн ван де Страт (часто можно встретить другое написание его имени - Ян Ван Страйт). Работал в Венеции под именем Джованни Страданус. Считался учеником известного итальянского художника Джорджо Вазари. Расписывал соборы и создавал полотна на библейские сюжеты, но славу ему принесли гравюры по его рисункам и картоны для шпалер, отображающие охоту и рыбалку. Страданус (1523-1605) работал в реалистической манере, очень точно изображая оружие и приемы охоты XVI века. Чаще всего воспроизводят гравюры по его рисункам (гравер Филипп Галле, с которым сотрудничал художник) из альбома «Venationes ferarum», посвященного охоте и содержащего более 105 работ художника. Манеру живописи художника в дальнейшем продолжил флорентийский художник Антонио Темпеста (1555-1630). На гравюрах Страдануса видно, как охотились люди в то время, как одевались, как использовали собак и применяли различные ловушки.

Огнестрельное оружие стало применяться на охоте не столь широко и быстро, как нам представляется. Об этом можно говорить лишь со второй четверти XVI века. Для этого существовало достаточно много объективных и субъективных причин. Без сомнения, продолжал действовать консерватизм взглядов на все новое. Такое мнение было присуще не только простолюдинам, но и царственным особам. К примеру, с 1500 года в Англии постоянно выпускались различные законы и постановления, призывающие население не забывать практиковаться в стрельбе из традиционного большого лука. Существовала еще одна причина ограничения использования огнестрельного оружия на охоте простым населением - это опасность того, что оно может быть применено против властей и имущих сословий. Лишь угрозы войны или сами войны отменяли на время ограничения в использовании и владении огнестрельным оружием. Наступали мирные дни, а с ними приходили и новые ограничения и запреты. Ружьями могли владеть только определенные лица и то по лицензии.

При этом действовали ограничительные параметры и в отношении самого оружия (в основном это касалось длины ствола). Ограничения оправдывались тем, что неумелое владение огнестрельным оружием приводило к несчастным случаям и даже жертвам. Повсеместная стрельба была опасна, так как она велась очень небрежно. Не стоит забывать, что в то время стреляли в основном пулей, а дробь еще не была изобретена. При выдаче лицензии  на право владения ружьем во времена королевы Елизаветы в Англии указывалось, что использовать оружие можно не ближе 5 миль к любому населенному пункту. Активное и неконтролируемое использование огнестрельного оружия приводило к негативному отношению к нему и ряда именитых охотников, которые пользовались традиционными методами охоты, к  которым относилась и соколиная охота. Охотники с ружьями наносили урон в угодьях всему живому, а звуки выстрелов просто распугивали дичь. И все же, несмотря ни на какие запреты и суровое наказание, огнестрельное оружие активно распространялось и использовалось на охоте. Охотники заряжали свои ружья одной или несколькими пулями. К дичи подкрадывались и стреляли из-за укрытия. Иногда для этого изготовляли специальные ширмы или же использовали естественные укрытия и домашних животных. Самой трудной считалась охота на пернатую дичь, так как попасть пулей в птицу было достаточно трудно.

Эффективность выстрела увеличивалась при заряде из нескольких пуль. Так человеческая мысль пришла к изобретению дроби. Сначала это были просто кусочки металла. К последней четверти XVII века научились отливать настоящую дробь. Это изобретение можно рассматривать эпохальным в области ведения охоты, так как оно привело к возможности стрельбы влет, что сказалось на приемах ведения охоты.

Источник: http://www.gusevhunting.ru/ 


листовка на сайт 250+280