Новости
25.08.2017
Сорок один охотник выиграл право на получение разрешения на добычу медведя бурого. Сегодня, 22 августа, в Минэкологии РБ состоялась жеребьевка.
16.08.2017

Открытие осенней охоты каждый охотник ожидает с нетерпением и предвкушением очередной встречи с друзьями на охоте после долгого перерыва. Чтобы вновь испытать волнующие минуты ожидания утки на тяге или брожения по лугам и лесам с любимой собакой.

Главная \ Выступление министра на расширенном совещании Минэкологии РБ по итогам работы за 2010 г.

Выступление министра на расширенном совещании Минэкологии РБ по итогам работы за 2010 г.



04.03.2011 03:16

Уважаемый Президиум,
уважаемые участники совещания!

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года большое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды.

Дмитрий Анатольевич сказал: «Здоровье нации, её будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы отставим детям. Несмотря на уникальность и богатство российской природы, её состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным. Решать эту проблему можно, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере».

В этой связи был поставлен ряд задач. Это отображено  на слайде.

Президентом Республики Башкортостан Рустэмом Закиевичем Хамитовым утверждены Целевые показатели  и приоритетные задачи Минэкологии РБ на 2011 год.

Их у министерства - три: обеспечение неистощительного природопользования, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, сохранение биоразнообразия. Эти задачи направлены на достижение стратегической цели - повышение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения республики.

Проанализируем выполнение министерством этих задач в 2010 году, и определим пути решения на 2011 год.

Задача первая. Обеспечение неистощительного природопользования.

Её решение охватывает три направления деятельности министерства: геологическое,  водное, животный мир.

По состоянию на 1 января 2011 года на государственном балансе на территории Республики Башкортостан числится 920 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в том числе

267 месторождений торфа из которых в распределённом фонде одно месторождение. Из 653 месторождений других видов ОПИ в распределённом фонде - 166 месторождений.

Балансовые запасы основных видов ОПИ приведены на слайде.

За последние пять лет воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых Республики Башкортостан осуществляется за счёт собственных средств недропользователей, затраты которых составили в 2010 году порядка 20-ти миллионов рублей.

Прирост основных видов общераспространенных полезных ископаемых в 2004-2010 годах приведен на слайде.

Анализ движения запасов по основным видам ОПИ за последние пять лет позволяет сделать вывод о том, что прирост запасов существенно опережает добычу. Республиканские предприятия по производству строительных материалов не испытывают дефицита в сырье.

По состоянию на 1 января 2011 года  в реестре числится 318 лицензий на пользование недрами с целью добычи, в том числе в прошлом году зарегистрировано 58 лицензий (8 новых и 50 переоформленных).

По видам сырья, как и в предыдущие годы, преобладают лицензии на пользование недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси, строительного камня и кирпичных глин и суглинков.

Платежи, как неотъемлемая часть деятельности недропользователей, является обязательной при пользовании недрами. Эти показатели   приведены на слайде.

Геологическая информация - основа недропользования. Динамика востребованности материалов фонда отражена на слайдах.

После значительного спада востребованности геологических материалов фонда в 2009 году, обусловленного экономическим кризисом, в отчетном году наблюдается некоторое (на 6,4%) её повышение. В 2010 году в хранилище фонда поступило на постоянное хранение 281 новые единицы хранения, против 272 в 2009 году.

Для выполнения целевого показателя  - прироста запасов ОПИ в 2011 году необходимо:

1. Ужесточение контроля за соблюдением лицензионных соглашений, в том числе и его автоматизация;

2. Обеспечение недропользователей геологической информацией, в том числе и в электронном виде;

3. Завершение инвентаризации выставочной экспозиции музея и проведение инвентаризации запасников.

По водному направлению.

Водохозяйственная обстановка на территории республики в 2010 году, как вы знаете, была очень сложной.

Отсутствие осадков в летне-осенний период (осеннее увлажнение бассейнов рек  Белой  и Уфы были ниже средних многолетних значений на 15-20%), малоснежная зима,  и, естественно, низкая водность рек в зимний период негативно сказались на водохозяйственной обстановке.

По данным федерального государственного учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» лето прошлого года характеризовалось рекордно низкой водностью за весь период наблюдений.

Уровень воды в р.Белой в летний период (22 июня 2010 года) в створе г.Уфы  составил -152 см к нулю поста,   в створе г.Стерлитамак - 73 см к нулю поста (14 июня 2010 года).

Кратко о ходе весеннего половодья 2010 года.

Максимальные уровни  весеннего половодья 2010 г. на большинстве рек бассейна р.Белой были очень низкими.

Несмотря на то, что паводок            2010 года не принёс больших проблем, связанных с затоплением,  он ещё раз обострил один из самых больных вопросов. Это достоверность прогнозов развития паводковой ситуации.

Несовпадение прогнозных данных  с фактическими  привело к тому, что в расчётные сроки Юмагузинское и Нугушское водохранилища не были наполнены. Наполнение водохранилищ происходило в периоды с низкой приточностью в летние месяцы. При этом уровень Нугушского водохранилища остался ниже отметки НПУ почти на  2 метра, в объёме - это более 28 млн. куб.м воды.

В связи с этим требует решения вопрос регулирования водохранилищ в таких нестандартных ситуациях.

Второй немаловажный вопрос - это необходимость расширения постов наблюдений Росгидромета на территории республики, недостаточность которых осложняет получение достоверной информации и принятии правильных управленческих решений.

Большая надежда возлагается на принятую в сентябре прошлого года Правительством РФ «Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата)».

В рамках данной Стратегии Минприроды России планируется разработка Федеральной целевой программы по данной проблеме.

Планом мероприятий по реализации Стратегии предусматривается развитие и техническое перевооружение наблюдательной сети. Очень важно включиться в данную программу.

 

Ситуация по маловодью находилась под постоянным контролем республиканской противопаводковой комиссии.

Предприятиями были приняты меры по рациональному использованию воды, безаварийной работе водозаборов. Чёткая работа служб эксплуатации Юмагузинского, Павловского и Нугушского гидроузлов обеспечила  поддержку уровней воды в реках Белая, Уфа, необходимых для бесперебойной работы водозаборов.

Вследствие маловодья был усилен контроль качества воды в районе сбросов сточных вод.  Управлением государственного аналитического контроля Минэкологии РБ осуществлялся и продолжает осуществляться еженедельный контроль за влиянием сточных вод южного промузла на   качество воды в р.Белой.

ОАО «Сода» со 2 мая 2010г. был прекращён сброс дистиллерной жидкости в реку Белая.

Принятые меры позволили снизить, а в отдельных случаях предупредить  негативные последствия маловодья.

Благодаря принятым мерам в населённых пунктах республики, имеющих централизованное водоснабжение, проблем с обеспечением населения водой не наблюдалось.

Иная ситуация была в населённых пунктах, не имеющих централизованного водоснабжения, и в населенных пунктах, пользующихся водой из родников.

В связи с понижением дебитов родников или их полным исчезновением многие сельчане остались без воды. Для них был организован подвоз воды.

    В настоящее время республиканские органы, в том числе и наше министерство, ведут подготовку к безаварийному пропуску половодья 2011 года.

Издано распоряжение Правительства Республики Башкортостан, которым сформирована Республиканская противопаводковая комиссия и утверждён план мероприятий по пропуску паводка 2011 года.

В республиканском бюджете заложено на эти мероприятия 3 миллиона 473 тысячи рублей.

Установленные Федеральным агентством водных ресурсов целевые показатели на 2010 год по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений и функций, возложенных водным законодательством на субъекты Российской Федерации, выполнены в полном объёме.

 

 

Задачи на 2011 год:

1. Безаварийный пропуск паводка  2011 года;

2. Выполнение целевых показателей, установленных Росводресурсом;

3. Выполнение мероприятий республиканских программ («Чистая вода», «Башкирское Зауралье» и др.)

Деятельность по использованию водных объектов тесно связана с решением второй приоритетной задачи министерства - снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Пока в этом вопросе нам похвалиться нечем. Конечно, по данным мониторинга водных объектов, ухудшения качества воды рек республики не отмечено, но нет и улучшения.

Классы качества основных рек по данным 2010 года приведены на слайде.

Загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах республики в 2010 году вызывало тревогу.

Несмотря на то, что годовые, т.е. усреднённые показатели выбросов по республике, да и по городам в течение ряда лет имеют тенденцию  к снижению, в 2010 году резко увеличилось количество жалоб населения Уфы, Стерлитамака, Салавата на загазованность.

Конечно, климатические условия 2010 года сильно отличались от среднестатистических, но этот факт не снимает ответственности с предприятий, и в первую очередь предприятий ТЭК, вклад которых в загрязнение атмосферы составляет более 70 %.

Прошлое жаркое и сухое лето  обнажило болевые проблемные точки  в  деятельности хозяйствующих субъектов, их слабую организацию работ при НМУ.

Для оперативного устранения превышений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их недопущения, а также в целях наблюдений за состоянием атмосферного воздуха городов необходима система аналитического контроля, позволяющая в режиме реального времени отслеживать содержание загрязняющих веществ в атмосфере и отходящих газах от стационарных источников выбросов.

Такая система сегодня работает в  Стерлитамаке. Но пока станция всего одна. Эту систему нужно развивать, что потребует значительного финансирования.

Проблема отходов.

Вопрос очень непростой, требующий больших объёмов финансирования, да к тому же в части ТБО законодательно отнесённый к полномочиям муниципальных образований.

Тем не менее, министерством за 2010 год разработан и направлен в Ассоциацию муниципальных образований порядок по обращению с отдельными видами отходов.

В 16 районах республики эти документы уже утверждены.

Планом реализации Концепции по обращению с отходами производства и потребления до 2012 года, принятым постановлением Правительства РБ, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на решение проблемы ТБО.

Хочу отметить, что работа, проводимая нашими территориальными управлениями с администрациями районов, дала некоторые результаты, но этого явно недостаточно.

Необходимо активизировать работу с территориями по реализации Концепции.

Напоминаю, что в Правительство Республики Башкортостан каждые полгода направляется отчёт о выполнении плана реализации Концепции по каждому пункту плана.

И, конечно, многолетняя проблема промышленных отходов горнодобывающей отрасли еще ждёт своего решения.

 

Задачи на 2011 год:

1. Внесение в Правительство РБ проекта республиканской программы «Совершенствование системы обращения с ТБО в Республике Башкортостан»;

2. Продолжение разработки порядка по обращению с отдельными видами отходов для муниципальных образований;

3. Участие в реализации мероприятий среднесрочной комплексной программы по Зауралью в части природопользования и экологии, контроль за исполнением мероприятий этой программы, выполняемых предприятиями.

4. Реализация программных мероприятий РЦП «Экология и природные ресурсы».

Природа Республики Башкортостан уникальна.

Третьей приоритетной задачей министерства является сохранение биоразнообразия.

В 2010 году Правительством Республики Башкортостан утверждены положение  о природном парке «Мурадымовское ущелье», определены границы объекта, созданы 4 новых памятника природы, родилось новое государственное бюджетное учреждение Природный парк «Иремель» со штатном 21 человек и закреплены его границы, принято Положение.

Работа в этом плане будет продолжена и в 2011 году.

Проверкой Контрольно-Счетной Палаты Республики Башкортостан, проведенной в 2010 году, был отмечен ряд недостатков в работе министерства по направлению ООПТ.

БОльшая их часть  была устранена в 2010 году на основе разработанного плана. Устранение оставшихся замечаний продолжится в текущем году.

Следует отметить, что ряд замечаний КСП РБ связан с несовершенством законодательства РФ в области ООПТ.

Министерство подготовило предложения Правительству РБ и вышло с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Подготовлены и проходят согласование проекты постановлений Правительства Республики Башкортостан об утверждении положений о природных парках «Кандры-Куль» и «Аслы-Куль», о государственном природном заказнике «Алтын Солок», о государственных природных ботанических и ландшафтных заказниках республиканского значения.

 

Продолжается работа по оформлению паспортов и охранных обязательств на памятники природы Республики Башкортостан, охраняющими организациями подписано 167 паспортов и охранных обязательств по 38-ми районам Башкортостана.

В республике на 1 января 2011 года имеется 94 охотничьих хозяйства.

Изменение численности основных видов охотничьих ресурсов приведено на слайде.

Рядом распоряжений в разное время Правительством РБ были введены ограничения и запреты на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства.

Осенью Президентом Республики Башкортостан на 2010-2011 охотничий сезон были утверждены лимиты на добычу лося, кабана, медведя бурого, барсука и боровую дичь.

Показатели фактической добычи по отношению к лимитам приведены на слайде.

В прошедшем году также, как и в предыдущие годы, проводились конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, по результатам которых заключены договоры по 9 рыбопромысловым участкам.

По заказу министерства выполнено рыбоводно-биологическое обоснование искусственного воспроизводства стерляди и хищных видов рыб в среднем и нижнем течении реки Белая.

Государственный экологический контроль направлен на решение всех трёх приоритетных задач министерства.

Кроме того, именно это направление работы наиболее востребовано населением республики.

Основные показатели по государственному экологическому контролю за 2010 год приведены на слайде.

Велась определённая работа со службой судебных приставов и оформлялись административные дела по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата штрафов).

Количество подготовленных исков по возмещению ущерба окружающей среде представлено на  слайде.

 

Уважаемые участники совещания!

Законодательство Российской Федерации в области природопользования  и охраны окружающей среды построено таким образом, что предприятия, формирующие состояние окружающей среды в любом субъекте Российской Федерации, в том числе и в нашей республике, относятся к объектам федерального контроля.

Кроме того, субъекты РФ не имеют законодательной возможности влиять на нормирование выбросов, сбросов и образование отходов.

При этом ответственность за состояние окружающей среды и экологическую безопасность населения территории возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поэтому в нынешних условиях только совместная работа с территориальными федеральными органами исполнительной власти может дать результат.

Основное количество мероприятий по взаимодействию с органами прокуратуры и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществляется по вопросам государственного контроля.

Несмотря на то, что количество проверок министерства по сравнению с предыдущими годами снизилось, количество контрольных мероприятий, в которых специалисты министерства принимали участие в качестве экспертов возросло.

 

Следует отметить, что, в основном, привлечение специалистов министерства в качестве экспертов осуществляется для проверки природоохранной деятельности предприятий, относящихся к объектам федерального экологического контроля.

Так, в 2010 году министерство принимало участие в проверках объектов ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Сода», ОАО «Сырьевая компания», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ряда государственных учреждений исполнения наказаний, а также других крупных предприятий.

Также министерство принимает участие в работе ряда межведомственных комиссий как при Правительстве Республики Башкортостан, так и созданных при отдельных органах исполнительной власти.

Эта работа будет продолжена и в 2011 году.

Министерством осуществляется государственный охотничий надзор. Его итоги приведены на слайде.

Задачами министерства в области государственного экологического контроля и охотничьего надзора является  осуществление проверок и соблюдение законодательства при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

 

Ещё одним важнейшим направлением деятельности министерства, от которого зависит выполнение всех трех приоритетных задач, является экологическое образование и воспитание.

Данное направление предполагает работу с общественностью и средствами массовой информации.

Сведения об основных мероприятиях министерства в этом направлении приведены на слайде.

В 2011 году в целях развития экологического воспитания и просвещения населения Республики Башкортостан Минэкологии РБ впервые запланировано проведение Международной экологической акции «Спасти и сохранить». Документы находятся на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти.

В 2010 году финансирование природоохранных и природоресурсных мероприятий осуществлялось в рамках реализации республиканских целевых программ: республиканской адресной инвестиционной программы и                      РЦП «Экология и природные ресурсы».

Кроме того, как и в предыдущие годы, выполнялись водоохранные мероприятия за счёт субвенций из федерального бюджета и ремонт гидротехнических сооружений за счёт субсидий из федерального бюджета при софинансировании из бюджета РБ.

Подробно на данном вопросе остановится в своём выступлении Елена Владимировна.

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы вновь напомнить следующее.

В соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды»  юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению      природной         среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Эта обязанность является основой для обеспечения качества окружающей среды в республике.

Ежегодно сумма затрат предприятий республики на природоохранные мероприятия составляет около 2-х млрд. рублей.

Охрана окружающей среды требует постоянных финансовых затрат на всех уровнях финансирования, и подходить с общепринятыми  мерками по окупаемости затрат на экологию не следует.

Невозможно подсчитать значимость чистого воздуха, воды для здоровья наших детей и внуков.

Об этом говорится и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: «Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции». И этими словами я бы хотел завершить свое выступление.

Благодарю за внимание.





листовка на сайт 250+280